На первую страницу
Фон
История развития библиотечного дела в Красноярске и крае
Библиотеки города

Из истории библиотек учебных заведений

Л. Бердников

Неоценимую роль в пропаганде книги сыграли красноярские учителя. Дореволюционные педагоги хорошо понимали, что только они смогут выработать у учащихся "уменье пользоваться книгою как средством к самообразованию".

Учитель. Книга. Библиотека. Эти понятия всегда были неразделимы и неразрывно связаны между собой. Об ученических и учительских библиотеках, к сожалению, сохранилось мало сведений. В архивах эти данные практически отсутствуют, немного их и в различных педагогических справочниках. Редко они встречаются и в периодических изданиях. Так, в журнале Министерства народного просвещения они практически отсутствуют.

По крупицам воссоздать замечательные традиции ученических библиотек и их руководителей - вот главная задача предлагаемой главы.

Созданное в 1819 году Красноярское уездное училище имело неплохую ученическую библиотеку. Об этом говорят многие дошедшие до нас издания из ее фондов. Почти на всех этих книгах приклеен шрифтовой экслибрис с надписью: "Красноярская уездная училищная библиотека ". Сегодня с такими пометами в отделе периодики краевой библиотеки стоит более 500 номеров журнала Министерства народного просвещения. Часть других книг хранится в красноярской городской библиотеке им. Горького, другая - рассредоточилась в других книгохранилищах города. Все это говорит о том, что подбор литературы в уездной училищной библиотеке был солидным.

Много внимания уделял культуре и образованию первый енисейский губернатор А.П. Степанов. Он часто бывал в училище, хорошо знал учеников и преподавателей и их творческие возможности. Губернатор постоянно поощрял стремление молодежи к музыке, живописи, поэзии. Часто и старым и молодым красноярцам Степанов любил внушать, что "только там бывает добро и спокойствие, где есть хороший порядок. Когда человек дурного и развратного поведения, тогда в найм наст никакого порядка, тогда он всегда беспокоен и несчастлив". Почти с первых дней губернатор стал перестраивать улицы и переулки по утвержденному плану. Это ему принадлежит идея создания городского сада. С его легкой руки вышел в свет "Енисейский альманах" - первый сборник красноярских литераторов. Приезжавшие в Красноярск ученые, путешественники говорили, что "образованность Красноярска идет об руку с образованностью России".

В 1832 году уездное училище открылось в Ачинске. В 1835 году в Красноярске стала работать казацкая школа, в которой два учителя обучали 40 мальчиков.

В декабре 1835 года принято решение, что выпускников уездных училищ губернии за казенный счет можно отправлять на учебу в С.-Петербург, Казань, Москву. Всем воспитанникам, отправлявшимся на учебу в другие города, ставилось одно условие: по окончании курса в гимназии они должны "выслужить в учительском звании по назначению начальства по крайней мере 8 лет".

Как никогда Сибири были нужны образованные люди. Поэтому Министерство просвещения в 1837 году приняло еще одно решение: ежегодно на учебу в иркутскую гимназию отправлять 14 выпускников уездных училищ Красноярска, Ачинска, Енисейска. Весь расход по их обучению брало на себя правительство.

Работники Министерства просвещения особое внимание обращали на комплектование министерских библиотек учебными и детскими книгами. Для них составлялись специальные списки тех изданий, которые по решению особого комитета министерства могли быть в обращении ученических и фундаментальных библиотек училищ, школ, гимназий. Если книга по каким-то причинам не попадала в разрешительный каталог, то она сразу же изымалась, а лицо, допустившее такой проступок, наказывалось.

В области просвещения Россия всегда безнадежно отставала. В 1836 году в журнале Министерства просвещения были опубликованы данные иностранных экспертов. Они показывали, что в России на 700 жителей был только один учащийся. Не лучше дело обстояло и в Енисейской губернии. Здесь в 1835 году работали три уездных училища, одно приходское, в котором учащихся насчитывалось 348 человек.

И все-таки уровень образованности сибирского населения был не ниже жителей Европейской России.

В журналах 40-х годов прошлого века часто писали: "Русский народ в Сибири живет несравненно опрятнее, чище и избыточнее, нежели внутри России... Самые граждане, купцы и мещане сибирские любят посвящать свои досуги на чтение книг, и многие из них весьма начитанны , почему даже образованный житель столицы в тамошнем обществе может с удовольствием провести время, может побеседовать, кроме торговли, пожалуй, о литературе и о других предметах...".

Основным и главным учебным заведением в 1850-е годы в губернии по-прежнему оставалось уездное училище. С таким положением многие состоятельные горожане не хотели мириться. В 1853 году вдова коммерции советника Федора Мясникова первая пожертвовала в пользу красноярской гимназии большой дом. Но наследники покойного предъявили иск. Дело затянулось, и губернский город опять остался без гимназии.

В 1857 году в Красноярске произошло важное событие - 2 июля вышел первый номер газеты "Енисейские губернские ведомости". В неофициальной ее части стали публиковаться краеведческие материалы, заметки, корреспонденции и даже стихи. По выражению Г. Потанина, эти издания выполняли роль "толстых" журналов

провинции.

Выход газеты оживил культурную жизнь губернии. Многие провинциальные учителя стали сотрудничать с газетой, особенно активно печатался в ней учитель Н.В. Скорняков, открывший в 1864 году в Енисейске публичную библиотеку. Заметим, что часть изданий для нее он взял напрокат из библиотеки уездного училища. Этот факт говорит о том, что училищные фонды были не такими уж жалкими и убогими.

6 декабря 1861 года Александр 11 подписал указ о назначении генерал-майора П.Н. Замятнина (1805 - 1879) военным губернатором Красноярска и енисейским гражданским губернатором. 17 февраля 1862 г. вместе со своей семьей только что назначенный губернатор прибыл в Красноярск. Познакомившись со школьным образованием в городе, Замятнин решил обратиться к купеческому обществу с предложением открыть одну или две школы для обучения преимущественно круглых сирот и детей беднейших родителей из обывателей Красноярска.

Купец М.К. Сажин предложение губернатора поддержал и вскоре на свои средства построил для училища дом. 17 сентября 1863 года в этом здании было открыто первое начальное приходское училище с хорошей ученической библиотекой.

Каждый благотворительный поступок, сделанный в пользу образования, не ускользал от внимания начальника губернии. Так, 32 пожертвованные книги в количестве 87 экземпляров для библиотеки Тесинского приходского училища бывший земский исправник, надворный советник Нечаев получил в 1862 году от губернатора благодарность.

Замятнин проявляет постоянную заботу об открытии гимназии. Особенно он был озабочен созданием при ней библиотеки. В январе 1866 года он, будучи в Москве, просит состоятельных граждан пожертвовать для красноярской гимназии деньги и книги. Москвичи помогают настойчивому губернатору. Так на собранные в Москве средства он купил у книгопродавца Богданован на 711 рублей книг для фундаментальной библиотеки гимназии.

Замятнин приказывает, чтобы в стороне от подготовки к открытию гимназии не стояла газета "Енисейские губернские ведомости". Вскоре там появляется объявление: "Не пожелает ли кто сделать и книгами приношение в пользу гимназической библиотеки".

Губернатор частенько называет библиотеки запасными магазинами для ума. Он первый присылает 43 книги из своей коллекции в учреждаемую при гимназии библиотеку.

К счастью, следы этих изданий не пропали. В библиографическом отделе краевой библиотеки сохранился экземпляр "Памятной книжки Енисейской губернии на 1865 и 1866 годы" (Спб., 1865) с надписью: "От генерал-майора Замятнина в дар библиотеке, учреждаемой в Красноярске гимназии".

В 1866 году в городе открывается для малоимущих 2-с приходское училище. К началу 1867 года Замятнину удается собрать на открытие гимназии значительную по тем временам сумму - около 40 тысяч рублей.

30 октября 1867 года высочайше было утверждено мнение Государственного Совета об открытии в Красноярске мужской гимназии. В нем указывалось, что открытие следует производить постепенно, начиная с 1 июля 1868 года, по мере отпуска на гимназию сумм. На первый год из казны выделялось 4 тысячи 780 руб.

В 1867 году губернатор Замятнин "за подвиги и труды" получил от царя орден Александра Невского.

1 июля 18б8 года гимназия открылась. Через год ее стены украсил портрет П.Н. Замятнина работы художника Тюрина из Петербурга. Красноярцы умели ценить хорошее. Они хотели как можно дольше сохранить память о генерале-просветителе. В 1872 году после бюрок ратических волокит в гимназии была учреждена стипендия им. генерал-майора Замятнина. Он же стал и первым, кто получил почетное звание гражданина губернского города Красноярска.

"Не забудем, - пишет историк Н. Бакай, - что, кроме учрежденья мужской и женской гимназий, Замятниным было открыто 77 народных школ... Главная заслуга Замятнина в том, что он умел привлечь население Енисейской губернии к устройству учебных заведений", - так заканчивает свое мнение о губернаторе историк.

Как ни старался Замятнин, но создать хорошую библиотеку ему не удалось. В первый год к началу занятий не были получены даже учебники. В отчете за 1868 год говорилось, что "фундаментальная библиотека находится в неудовлетворительном положении. Состоя почти исключительно из книг пожертвованных, в числе которых между хорошими сочинениями есть немало таких, которые или вовсе не пригодны или весьма мало пригодны для учебного заведения. Фундаментальная библиотека нуждается в самых необходимых сочинениях по всем предметам, преподаваемым в гимназии". 75 рублей, которые ежегодно выделялись на комплектование фондов библиотек, не могли удовлетворить запросы молодого растущего учреждения.

По современным меркам фонд дореволюционных библиотек был очень скромным. Так, отдел словесности, который приобрел в Москве Замятнин, насчитывал всего 120 сочинений. В основном это были произведения беллетристического содержания, серьезных научных трудов в этом отделе не было. Преподаватели жаловались, что по русскому языку нет даже трудов Лавровского, Срезневского, а из остальных замечательных деятелей по этому предмету встречаются весьма отрывочные и неполные сочинения. По истории не имеется летописей и сочинений Соловьева, Шлоссера, Гервинуса и других. Естественно-исторический отдел был попросту пуст.

В ученической библиотеке было всего несколько изданий - она только еще начиналась.

Следует сказать, что с такими мытарствами и трудностями встречались в первые годы своего существования почти все библиотеки, открываемые в гимназиях Енисейской губернии.

Статистика показывает, что в 1868 году в фундаментальной библиотеке Красноярской мужской гимназии находилось 332 названия книг в 740 томах, в 1870-м - 444 названия разных книг в 1060 томах; в ученической в 1870 году числилось 105 названий в 175 томах.

Ясно, что при таком скудном книжном пайке рассчитывать на успехи педагогов в науках, учеников - в знаниях было наивно. Отдаленность Енисейской губернии от культурных столиц Европейской России наиболее остро чувствовали учителя.

В общество царил культ наживы. Никаких ни научных, ни познавательных интересов большинство населения не имело. В 60 - 70-х годах прошлого века в Енисейской губернии солидных частных собраний не было (за исключением библиотеки епископа Никодима). А ведь именно они в середине прошлого века во многом формировали культурную среду общества. Возникший в 1851 году в Иркутске отдел Восточно-Сибирского географического общества поддерживал лишь очень известных ученых. Никакой практической помощи он из-за недостатка средств рядовым сельским учителям оказать не мог. Заказать книги, учебные пособия из столиц практически было невозможно, так как между выпискою и доставкою книги нередко проходил год, а то и более. Как пишет Н. Бакай, книгопродавцы часто высылали не новые сочинения, а старые, залежавшиеся. В Красноярске нельзя было даже купить бумаги, карандашей.

Конечно, все это сильно тормозило развитие образования.

Однако многие преподаватели гимназии были людьми передовыми. Они понимали, что большая часть населения Красноярска нуждается в просвещении. Только тогда, когда книгу пропагандируют, она макет существенно повлиять на умственное развитие жителей. Этот, в общем-то, известный тезис пропагандистов просвещения второй половины прошлого века быстро был заимствован красноярскими педагогами. В 1880 году они решаются открыть в здании гимназии публичные чтении для жителей города. В начале 1881 года их состоялось несколько. Каждый выступающий готовился к ним очень серьезно, по нескольку раз репетируя перед своими коллегами, прежде чем выйти к слушателям. Проходили чтения по воскресным дням с 6 до 8 вечера в здании гимназии. Местное общество с сочувствием встретило это начинание педагогов, но все дальнейшие планы нарушил пожар 1881 года. К счастью, гимназическое книгохранилище во время пожара не пострадало. К концу 1881,года в фундаментальной библиотеке был 2141 том, а к 1 января 1883 года - уже 3154 тому. Такое увеличение фонда объяснялось повышением платы за обучение в гимназии. Дополнительные средства почти целиком шли на покупку книг. Ученическая и фундаментальная библиотеки имели шрифтовой экслибрис, который приклеивался к каждому изданию. Здесь аккуратно велись каталоги. К своему юбилею - 25-летию со дня открытия гимназии - библиотеки подходили, имея солидные книжные фонды. Так в фундаментальной было 1909 названий в 4049 томах, в ученической - 637 названий в 1148 томах.

В 1869 году женская гимназия в Красноярске была открыта сначала под именем женского училища, переименованного 31 августа 1870 года в женскую прогимназию, и лишь с 1 сентября 1878 года ее преобразовали в женскую семиклассную гимназию.

В 1876 году в се фондах числилось 178 названий книг в 394 томах. Из всех вспомогательных служб прогимназии библиотека была одна, приспособленная, главным образом, к потребностям учащихся. Никаких периодических изданий она не выписывала.

По-прежнему на покупку книг отпускалось всего 75 рублей в год.

В 1881 году разразившийся в Красноярске небывалый пожар полностью уничтожил здание женской гимназии и весь ее архив. Восстановление сгоревшего началось с 1884 года, когда открыли подписку для сбора пожертвований в пользу библиотеки книгами и деньгами. К концу года на эти нужды было собрано 923 рубля 23 копейки. Основными жертвователями стали губернатор И.К. Педащенко, В. Данилов, Г. Юдин, А. Кузнецов, львиную долю внес И.Г. Гадалов - 425 рублей. Все средства пошли на покупку книг и учебных пособий.

Книжный фонд рос медленно. В 1888 году в фундаментальной библиотеке было 576 названий книг в 856 томах, в 1893 году в ней насчитывалось 661 название книг в 1016 томах. Немного быстрее рос фонд ученической: если в 1888 году там находилось 305 названий книг в 488 томах, то уже в 1893 году - 686 названий в 1162 томах.

19 марта 1872 года открылась Енисейская шестиклассная женская прогимназия. Здание для нее подарил местный золотопромышленник Игнатий Петрович Кытманов . Через четыре года 1 июля 1876 года в Енисейске начала работу мужская шестиклассная прогимназия.

Таким образом, за короткий срок в губернии открылись библиотеки в четырех гимназиях. Обязанности библиотекарей всех этих учебных заведений исполняли учителя.

С 1879 года должность библиотекаря Красноярской мужской гимназии занимал выпускник факультета восточных языков С.-Петербургского университста Николай Иванович Монастырев. Эту работу он совмещал с педагогической деятельностью, обучая гимназистов русской словесности. Подчеркнем еще раз, что выполнение библиотечных обязанностей оплачивалось очень низко. За год работы он получал всего 117 рублей 50 копеек.

С марта 1875 года в Енисейской мужской прогимназии работал Николай Валерьянович Подвысоцкий. Он преподавал математику и по совместительству был заведующим библиотекой (последнее оплачивалось 120 рублями в год). Хотя Подвысоцкий не закончил обучение в С.-Петербургском университете, его научная подготовка была очень высокой. В последние годы жизни он усиленно занимался изучением истории Енисейска и, как сообщали газеты, подготовил по этой теме к печати большую рукопись, судьба которой, к сожалению, неизвестна.

Особо хочется сказать о семье учителей Щегловых. Они приехали в Енисейск в июне 1877 года. Иван Васильевич Щеглов в мужской прогимназии преподавал историю и географию, а в женской прогимназии - русский язык. Он был родом из Астрахани, закончил историко-филологический институт в Петербурге и сразу же по приезде в Енисейск загорелся созданием книги об истории Сибири. Конкретную помощь в работе над рукописью оказывала ему жена Мария Федоровна, работавшая учителем русского языка в Енисейской женской прогимназии . Здесь же по совместительству она исполняла должность заведующей библиотекой, за которую получала мизерную плату - 100 рублей в год.

Мария Федоровна разыскивала мужу книги и газеты, вела переписку, выполняла черновую подготовительную работу.

Основная часть книги И. Щеглова "Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири, 1032 - 1882" (Иркутск, 1883), видимо, написана в Енисейске.

Работа получилась объемной - в 33 печатных листа.

Затем Щегловы переехали в Иркутск. Никто из издателей ее не печатал. Даже Н.М. Ядринцев, к которому в 1882 году в Петербурге обращался автор, разводил руками. Вскоре Щеглов умер в возрасте 29 лет. После его смерти книгу издало Восточно-Сибирское географическое общество тиражом всего в 400 экз. Гонорар вдове заплатили крохотный. Одна, с двумя детьми, она осталась практически без средств. В 1885 году редакция газеты "Восточное обозрение" в номере 33 напечатала заметку "Необходимая помощь ", где просила сибирское общество не допустить, чтобы семья Щеглова погибла в нищете.

Труд рано умершего исследователя историками и литераторами России был замечен. Академик Пыпин дал этому сибирскому изданию высокую оценку. Вот что он писал: "Книга составлена с большим трудолюбием; к сожалению, автор не имел в провинциальной глуши многих пособий, необходимых для подобной работы, должен был нередко брать факты из вторых и третьих рук, приводить устарелые и неточные сведения; по недостаточной опытности он в начале работы оставлял приводимые факты без указания источников и только после понял необходимость цитат, которых, впрочем, не мог уже сполна восстановить, и отсутствие их до некоторой степени заменил списком пособий, которыми пользовался. При всем том книга Щеглова может служить с пользой для популярного употребления, но как историческое руководство нуждается в уточнении".

Современный автор В. Мирзоев, автор монографии "Историография Сибири" (Домарксистский период) подчеркнул, что труд Щеглова современными исследователями может использоваться как справочная книга.

Пример жизни И. Щеглова, Н. Мартьянова, Н. Скорнякова показывает, что только люди целеустремленные, буквально одержимые могли проявить свои таланты и способности в провинциальной глуши.

Несмотря на многие трудности, прогресс жизни невозможно было остановить. Время наивных споров о том, нужна ли народу грамотность, уходило в прошлое. Реформы 1860-х годов сказывались определенным образом и в Сибири. Торгово-промышленный класс не на словах , а на деле стал реально управлять вопросами городской жизни, сел и деревень края. Сибири были нужны не только грамотные чиновники, но и ремесленники, приказчики , заводчики.

28 июня 1874 года в Красноярске на средства Т.И. Щеголевой открывается двухклассное ремесленное училище. 1 декабря 1883 года подобное ремесленное училище на свои средства в селе Кекурском Сухобузимской волости Красноярского округа открывает купец Аверьян Кузьмич Матонин.

Многие зажиточные крестьяне, местные купцы и золотопромышленники стараются материально поддержать школьные библиотеки. Например, крестьянин Иван Денисов подарил в Каратузское сельское училище разных учебных и детских книг на 49 рублей 37 копеек. Городской голова Ачинска Г.Н. Максимов передал городскому приходскому училищу 94 названия разных книг в 158 томах.

Во главе этого набирающего силу начинании стоял енисейский губернатор Иван Константинович Педашенко. Так, в 1889 году из С.-Петербурга он высылает в учительскую библиотеку Ермаковского приходского училища разных книг на сумму 20 рублей.

Многие учебники и книги быстро изнашивались и требовали срочного переплета. Хорошо это зная, крестьяне часто приходили на помощь. Балахтинские крестьяне собрали 17 рублей на переплет новых книг для сельского училища, а Бейскому народному училищу Минусинского округа жители села подарили переплетный станок и материалы на сумму 37 рублей 13 копеек.

Большую помощь Арейскому народному училищу Красноярского уезда оказывал в первые годы своей предпринимательской деятельности владелец частной типографии Красноярска Е.Ф. Кудрявцев. Он устраивал на свои средства для детей рождественские елки, платил аренду за помещение училища и постоянно дарил самые разнообразные книги.

Пожертвования книгами поступали постоянно. В 1894 году судебный следователь Е.П. Шольп подарил Арейскому приходскому училищу 27 изданий. В этом же году золотопромышленник С. Востротин пожертвовал для Бельского приходского училища Енисейского уезда не только 717 экземпляров книг, но и новую классную мебель. А роскошное подарочное издание Ухтомского "Путешествие Его Императорского Величества наследника Цесаревича" украсило фонды Частоостровского сельского училища.

Многие состоятельные сельчане выписывали для ученических библиотек различные периодические издания. Так, купеческая дочь Евлампия Хижинская выписывала на свои средства для Назаровского училища Ачинского округа журнал "Детский отдых" на 1895 год.

Известна благотворительность красноярца И.П. Кузнецова, который помогал не только горожанам, но и сельским жителям. 13 научно-популярных издания он переслал в 1896 году в Таштыпское народное училище.

Конечно, не все могли позволить себе так щедро одаривать школьные заведения. Многие помогали школе чем могли, считая такую помощь своим патриотическим долгом. Например, госпожа Невекина пожертвовала 15 рублей на покупку учебников Ачинскому приходскому училищу.

Всего же к концу 1893 года в губернии работали 134 школы. Из них 37 школ от Министерства народного просвещения и 94 - от духовного ведомства. 3 школы были катехизаторско-лютеранские, основанные еще в 60-х годах прошлого века, почти одновременно с основанием лютеранских колоний. К сожалению, эти и другие официальные цифры не дают ответа на вопрос, какую роль в учебном процессе на селе играла книга? Каковы были возможности библиотек при сельских училищах и школах? Наконец, любила ли книгу деревенская глубинка? Эти далеко не праздные вопросы волновали авторов широко известного социологического исследования "Материалы по исследованию землепользования и хозяйственного быта сельского населения Иркутской и Енисейской губерний". Все это многотомное добротное научное издание в 1890-х годах было отпечатано в Иркутске. Авторы исследования в какой-то мере постарались ответить на поставленные вопросы.

Во-первых, они выявили, что наиболее распространенными учебниками по русскому языку являются: грамматика Пуциковича, Тихомирова, диктанты Матвеевой, Скворцова. По чтению - книги "Наше родное" Баранова, "Пчелка" Поливанова, "Детский Мир", "Родное слово" Ушинского, книги Толстого, Водовозова, Бунакова. По арифметике задачники Евтушевского, Гольденберга, Лубенца и Житкова.

Во-вторых, они собрали сведения о книгах для внеклассного чтения, которые имелись в школьных библиотеках. Статистики выяснили, что число таких книг там сильно колеблется - от 167 до 1166 экземпляров.

Больше тысячи книг обнаружилось в Тесинском сельском училище, основанном еще в 1861 году. Примерно такое же количество находилось в фонде Курагинской училищной библиотеки. 600 названий книг имели Аскизское и Бейское училища, менее 200 было в Частоостровском и Новоселовском.

Исследователи выяснили, что в 25 сельских училищах насчитывалось 7896 названий в 14 тысячах экземпляров. В среднем каждая училищная библиотека имела около 560 экземпляров разных изданий. (Условия школьного образования и грамотность населения). Количество средств, которые тратились на пополнение библиотек, авторам исследования выяснить не удалось. В статистическом фонде краевого архива мы обратили внимание на такие данные. Оказывается, известным меценатом И.М. Сибиряковым для сельских училищ в 1892 году было послано книг на 1000 рублей.

В Красноярском краевом архиве сохранился также список книг Юксеевской церковноприходской школы; Красноярского уезда, который наглядно свидетельствует о скудности и убогости фондов ученических сельских библиотек. В нем указано 52 издания. Среди них: Библия на старославянском языке, Евангелие на русском языке, "Старое время на Руси", "Венчание русских царей" и другие. Список дан без авторов изданий и без выходных данных, поэтому цитировать далее книги из него интереса не представляет. Заметим, что так составлялись не: только списки. Без выходных данных, без указания инициалов авторов иногда выпускались даже печатные каталоги. О библиотечно-библиографической грамотности в ту пору и речи не было.

В 1890-е годы русские библиографы часто поднимали вопрос о выпуске вместе с книгой одновременно печатной библиографической карточки, на которой были бы указаны все необходимые данные. За рубежом такая практика ни для кого уже не была в диковинку, а у нас и до сих пор в этом плане ничего не сделано.

Во многих воскресных школах Красноярска, Минусинска были библиотеки, составленные в основном на средства, пожертвованные И.М. Сибиряковым.

Домашние библиотеки учителей были очень малы. Периодические издания выписывали немногие. Как показал опрос, предпочтение отдавалось журналам "Русская мысль", "Нива", "Родина". Исследователи отмечали, что учителя при выписке газет и журналов руководствуются, кажется, больше ценой издания, "нежели его достоинством или направлением".

На помощь провинциальным учителям часто приходила столичная интеллигенция. Так, в 1892 году члены комитета Вольно-экономического общества выслали в школы Енисейской губернии 2219 томов разных книг. Однако общую картину образования такие посылки не меняли.

Следует сказать, что в 1893 году в Енисейской губернии из каждой тысячи человек только 9 имели возможность учиться. Причем мальчиков училось в 9 раз больше, чем девочек. В среднем на обучение губерния расходовала 8 копеек на человека.

Из 66750 детей только 3520 обучались в начальных школах. Эти цифры так поразили енисейского губернатора Л.К. Теляковского, что он был вынужден признать. "Образования среди крестьянского населения почти нет никакого".

Особый след в изучении читательских интересов учителей, жителей сел и деревень Енисейской губернии оставил известный статистик Леонид Семенович Личков. Он родился 5 апреля 1855 года в городе Холмогоры Архангельской губернии. В Архангельске закончил гимназию и поступил учиться в Петровскую земледельческую академию. Среди однокурсников он выделялся работоспособностью и неутомимостью. За умение все делать очень быстро он получил в студенческой среде прозвище "Экспресс". Академию он бросил после второго курса и с тех пор свое образование стал пополнять самостоятельно. Личков много печатался в газетах, затем увлекся статистикой и отдал этому занятию всю жизнь. Заметим, что в 26 лет Личков становится человеком известным многим ученым и публицистам России. Это было связано с выходом в журнале "Дело" в 1881 году его крупной научной статьи "Первые опыты по исследованию подземельной общины".

В 1888 году генерал-губернатор Восточной Сибири граф А.П. Игнатьев приглашает его возглавить проведение статистических исследований в Сибири. Вместе с Личковым в Иркутск приезжает А.Е. Смирнов и писатель Н.М. Астырев, опубликовавший в 1891 году известную книгу очерков из жизни сибиряков под названием "На таежных проталинах". За три недолгих года молодые ученые сумели собрать и обработать обильный материал, который многие годы публиковался в многотомнике "Материалы по исследованию землепользования и хозяйственного быта сельского населения Иркутской и Енисейской губерний).

В 1891 году Личков переезжает в Красноярск, где у него рождается наследник. (Впоследствии сын - Борис Леонидович Личков свяжет свою жизнь с академиком Вернадским, станет его личным ученым секретарем - Л.Б.). В нашем городе Личков приобрел сразу же много друзей из среды местной интеллигенции.

Уже через несколько дней после переезда из Иркутска в Красноярск он выступает в обществе врачей Енисейской губернии с докладом "К вопросу о значении статистики в медицине". Вскоре еще с одним - "Значение и современное состояние статистики". Его авторитет как специалиста быстро растет. Много времени Личков уделяет книжной статистике, он посылает в местные села и деревни, в основном учителям, огромное количество различных анкет, на которые иногда получает толковые и обстоятельные ответы. Эти данные Личков быстро обрабатывает, и в 1896 году в первых двух номерах журнала "Русская мысль" появляется его фундаментальная статья "Как и что читает народ в Восточной Сибири". В ней он приводит немало любопытных данных о влиянии начального школьного "образования на поведение сельского жителя, на связь крестьянина со школьной библиотекой, в частности как ее деятельность повышает интерес у сельчан к чтению, к книге.

Вот как отвечали наши земляки на вопросы Личкова. Из села Ирбейского Канского уезда писали: "Школа имеет влияние на нравы населения в том отношении, что крестьянин, обучавшийся в школе, не будет ругаться нецензурными словами и не так упивается вином; при том развивается религиозность; обучавшийся не пойдет накануне праздника в кабак, а в праздник сходит к обедне ; смягчается отношение к женщине".

Из села Курагина сообщали, что "наше село не так сильно суевериями и предрассудками. Окончившие курс в школе совсем оставляют суеверия и, путем беседы и книг, стараются даже указать своим родителям на их невежество и доказать нелепость суеверий".

Здесь же курагинские респонденты отмечали, что грамотного крестьянина, окончившего курс в школе, можно чуть ли не с первого взгляда отличить от неграмотного: во-первых, по частому посещению церкви, во-вторых, по обращению с людьми, в семейной жизни их почти не встретишь брани и ссор; наконец, в решениях дел на волостных сходах грамотному отдается предпочтение перед неграмотными - голос первых имеет большой вес. Из села Сухобузимского подчеркивали, что влияние школы на нравы населения, "хотя и в небольшой степени, но все же замечается", а из соседнего Нахвальского села подмечали, что выдающиеся черты грамотных: опрятность, умение держать себя и более свободное обращение в разговоре.

Личков старается доказать фактами, что наличие хорошей библиотеки при школах развивает любовь к чтению и наоборот. Из 40 обследованных им церковноприходских школ только в 12 при школах имелись библиотеки. Учитель из села Агинского Канского округа писал, что взрослое население не берет книг в школе потому, что их не достает даже для внеклассного чтения самим учащимся.

Такая же картина наблюдалась в селе Даурском Минусинского округа, где "удовлетворить желание крестьян брать книги для чтения из училища невозможно, так как книг при училище нет и библиотеку только предполагают открыть". На нехватку книг жаловались из села Курбатовского Ачинского округа. Отвечая на вопросы анкеты, учителя писали Личкову: "Крестьянам нравятся басни, стихи, рассказы и повести из простонародной крестьянской жизни, но доставать их приходится покупкой, так как книг для чтения в школе не имеется".

В анкетах из села Вознесенского Красноярского округа, где сельское училище было открыто в 1872 году, указывалось, что, судя по ходу дела и по влиянию школы на развитие любви к чтению, "можно положительно надеяться, что когда училище даст населению большее число грамотных и библиотека увеличится, то чтение в народе сильно разовьется". Сообщения с мест поступали, как видим, и оптимистические, и безнадежные. Но уже было достаточно ясно, что книга завоевывает у населения все больше симпатий. В Маклаковской волости, например, крестьяне в основном читали рассказы и сказки "отличающиеся изобилием фантастического", так как в школьной библиотеке было мало серьезных книг. В Канском округе, по наблюдениям учителей, среди населения были преимущественно распространены книги религиозно-нравственного содержания. Грамотные крестьяне брали их из церковных библиотек. Подводя итоги, учителя отмечали, что "светские книги, а также газеты, читаются исключительно торгующими людьми".

Известный советский библиотековед Борис Владимирович Банк высоко оценил работу Личкова. Он писал, что в своих исследованиях Личков установил, что крестьяне-читатели ищут, главным образом, в книге пользу. Еще ему удалось показать зависимость между развитием грамотности и охотой к чтению.

Исследование Личкова в какой-то мере продолжил замечательный красноярский педагог Иван Тимофеевич Савенков (1846 - 1914), который исключительно высоко оценивал роль библиотек в просвещении народных масс. Наиболее ярко любовь к книге, к библиотекам выражена Савенковым в одном из его писем, где он пишет: "Кланяйтесь залам библиотечным, это одно из приятнейших воспоминаний о Питере. Кланяйтесь книгам, с которыми я имел удовольствие познакомиться. От всей души желаю библиотеке (имеется в виду Императорская публичная библиотека, ныне носящая имя М.Е. Салтыкова-Щедрина - Л.Б.) перейти в большое удобное помещение и получать все книги, выходящие на земном шаре".

Жизнь Савенкова - это ярчайший пример самоотверженного служения делу народного просвещения. Природа щедро одарила этого человека многими талантами. Он был незаурядным шахматистом, кстати, имел самую богатую библиотеку по шахматной литературе, блестяще играл в драматических спектаклях, любил заниматься гимнастикой и плаванием. А главное - имел педагогический талант. Семинаристы всегда были в восторге от доброты, ума, щедрости характера их учителя и наставника. У него, впрочем, были и недоброжелатели. Красноярские обыватели никак не могли поверить, что простой учитель может сделать мировое открытие в археологии. А он сделал - открыл у подножия Афонтовой горы стоянку первобытного человека. Только это открытие первыми заметили не россияне, а французы. За этот научный подвиг ему было присвоено звание члена-корреспондента Российской академии наук. Правда, под большим напором зарубежных археологов. Он любил Сибирь, ее людей, смекалистых, сильных, человечных. Он делал все, чтобы се жители были людьми с большой буквы... Для них он писал статьи, книги, им отдавал все свои знания, жизненный опыт. Он жил учениками и семинарией, был строг, доступен, честен.

Педагогический феномен Савенкова не изучен. Даже обстоятельной биографии еще не написано. Приходится только удивляться, как всего за три года из деревенского парнишки, который при поступлении в учительскую семинарию умел лишь читать и писать, вырастал истинный гражданин с широким кругозором и обширными знаниями. Обращаясь к своим молодым коллегам, Савенков не уставал повторять, что детей необходимо в первую очередь учить для жизни, а не для школы, чтобы они, вступив в общество, боролись со злом и твердо стояли за добро. Другими словами, были бы людьми с характерами.

И действительно, история нашего города показала, что Савенков сумел воспитать не просто учителей, а личностей, которые в истории культуры края, без преувеличения можно сказать, сыграли значительную роль. Это Е.Ф. Кудрявцев - редактор и издатель общественно-политической газеты "Енисей" (1889 - 1904 гг.), В. Сипкин - основатель первой частной театральной библиотеки в нашем городе, создатель первых народных театров в нашем крае, Е. Итыгин - организатор и редактор журнала "Сибирская школа" (1916 - 1917 гг.), а в годы революции - один из крупнейших организаторов народного образования в Хакасии, Д. Каргаполов - основатель Ачинского краеведческого музея, и многие другие.

Современники вспоминали, что на воспитанников семинарии губернская администрация повсеместно устраивала гонения, старалась выбить из наиболее непокорных "савенковский дух".

В 1890-е годы Савенков начинает заниматься изучением читательских интересов. Его постоянно волнуют вопросы: какое влияние учитель народной школы и библиотекарь оказывают на умственное развитие сельского населения и на учащихся, в частности? Для этого он подготавливает социологическую анкету, назвав ее "Проектом вопросов для собирания сведения о распространении книг и школьных библиотек".

Анкета содержала 21 вопрос. В их числе были: как велика библиотека школы; приблизительное число книг по каждому отделу; читаются ли книги учениками школы и много ли приходится на каждого в год; на какие отделы книг замечается большой спрос; какова потребность в чтении у местного населения вообще; нет ли в данной местности частной библиотеки; каковы в этих школах библиотеки; каким способом местное население удовлетворяет существующие потребности к чтению и другие.

Пока никаких материалов к этой анкете в архивах Савенкова не обнаружено, однако сам факт говорит о том, что роли книги в учебном процессе, в самообразовании Савенков придавал первостепенное значение и всегда стремился к тому, чтобы все книжные богатства были доступны самым широким массам населения.

Все свои предыдущие педагогические опыты - различные исследования, а также личные наблюдения Савенков изложил в книге "Учитель русской народной школы и его обязанности. Дидактический сборник" (Варшава , 1900).

Будучи более 20 лет директором Красноярской учительской семинарии, Савенков, безусловно, имел моральное право на такое серьезное исследование. Многие ожидали, что издание будет новым и значительным словом в педагогике, однако отзывы в печати о книге Савенкова были не очень благоприятными. Рецензенты ограничились общими словами - полезная книга.

Несколько слов о библиотеках учительской семинарии - фундаментальной и ученической.

Многие современники отмечали, что их фонды комплектовал сам директор семинарии. Он выписывал книги из Москвы и Петербурга, просматривая каталоги книжных магазинов В. Клочкова, П. Макушина, Н. Синицына. Иногда он пользовался подсказками Геннадия Васильевича Юдин". Знаменитый библиофил любил посвящать Савенкова в тайны книжных новостей столиц. К 1887 году фундаментальная библиотека семинарии имела 1436 названий книг в 2615 томах, а ученическая 1245 названий в 165 томах. Ежегодно фонд пополнялся примерно на 200 - 300 названии. Одной из самых лучших была она среди учебных заведений Красноярска.

Известно, что к концу 90-х годов прошлого века в семинарии было около 6 тысяч томов. Огромную домашнюю коллекцию имел сам Иван Тимофеевич.

Живя в Варшаве, Савенков усиленно покупал новые, редкие издания. В Минусинском краеведческом музее им. Н.М. Мартьянова сохранилась небольшая часть рукописного каталога его домашнего собрания. Среди них мы находим "Положение рабочего класса в России" В. Берви-Флерковского, изданное в Петербурге в 1869 г., "Капитал" К. Маркса, сочинения Прудона, Чернышевского , Достоевского, Белинского, книгу Сеченова "Рефлексы головного мозга", роман Гюго "Отверженные", изданный в 1866 г. в Париже (на французском языке), и другие.

Даже это простое перечисление говорит о том, что Савенков был человеком высокообразованным, внимательно следившим за всеми современными достижениями человеческой мысли.

Отметим, что с 1908 года по 1911 год Иван Тимофеевич был заведующим мартьяновским музеем в Минусинске. Будучи отцом большого семейства, Савенков старался дать своим детям самое лучшее воспитание. В 1908 году в семью пришло горе - его сын Тимофей был арестован, осужден и сослан. В 1912 году срок ссылки его в Якутию заканчивался, и Савенков написал ходатайство на имя генерал-губернатора Восточной Сибири. В нем он просил, чтобы после окончания срока наказания сына отправили на жительство в Минусинск,к родителям:" К настоящему ходатайству меня склоняют опасения, что по выходу из тюрьмы сын, лишенный общения с престарелыми родителями, может попасть под вредное влияние среды, может опуститься, огрубеть сердцем и душою. А между тем сын подобно большинству жертв смутной эпидемии, пронесшейся по России после 1905 года, как видно из писем, осознал свое неразумение, раскаялся, скорбит о невозможности продолжить образование и стремится стать на верный путь к своей реабилитации.

Приехав в Минусинский округ для собирания физико-географических и археологических материалов и для их обработки на месте (при местном музее), я надеюсь усилить в сыне любознательность и склонить его к научным занятиям. Будучи хорошим чертежником, рисовальщиком, фотографом, сын мог бы быть не только полезным коллектором, но и даже помощником в научных исследованиях"

Отказать в просьбе первому археологу Сибири, статскому советнику власти, конечно, не могли. Дальнейшая судьба сына нам неизвестна, но, безусловно, такое горе сильно подорвало здоровье отца и через два года его не стало.

Вопрос о школах грамотности в Енисейской губернии всегда был в поле зрения редактора красноярской газеты "Енисей" Емельяна Федоровича Кудрявцева. Это был любимый ученик Савенкова, закончивший учительскую семинарию в первом выпуске 1876 года. В 1885 году он издаст брошюру "Вопрос о грамотности в Енисейской губернии" (Красноярск, 1885), где пишет, что для того, чтобы поднять образовательный уровень, необходимо открыть в губернии 1000 народных школ; второе средство, - пишет Кудрявцев, - это основать сельские и волостные библиотеки. Слова "школа" и "библиотека" были для Кудрявцева синонимами. Редактируя газету "Енисей" с 1889 по 1905 год, Кудрявцев всегда уделял самое пристальное внимание школьному и внешкольному образованию.

С 1902 года в губернии возникают районные учительские библиотеки, где была в основном представлена методическая литература. Обслуживала каждая такая библиотека учителей 8 - 10 сельских училищ.

Прогрессивные местные деятели по этому поводу выступали с настойчивыми просьбами, чтобы в учительские библиотеки допускались все книги, чтобы учителям было предоставлено право устраивать местные и областные съезды, на которых они могли бы обсуждать нужды народного образования; причем съезды эти должны быть гарантированы от всякого давления непосредственного начальства в виде инспекторов и директоров начальных училищ.

К концу 1915 года учительских районных библиотек было открыто более 30. На покупку книг ежегодно выделялось по 50 рублей каждой. Накопление литературы шло медленно. Так, в 1915 году в среднем книжный Фонд одной районной учительской библиотеки составлял около 900 книг и журналов. Однако работали они в городах не везде успешно. Открытая при Третьем народном училище Красноярска районная учительская библиотека успехом у педагогов не пользовалась. С 1902 года до 1 января 1905 года, то есть почти за три года, туда записалось только 10 красноярских учителей, которым была выдана всего сотня книг. Главная причина такой плохой работы объяснялась, в первую очередь, нехваткой новых изданий и современных журналов. В сельской же местности районные учительские библиотеки работали заметно лучше, наращивая с каждым годом книжные фонды. Многие из них выписывали журналы "Всемирная панорама", "Начальное обучение", "Русская школа".

Несмотря на тяжелое финансовое положение, связанное с первой мировой войной, власти находили средства и возможности, чтобы поддержать и начальное образование и библиотечное дело. Об этом красноречиво говорят цифры, опубликованные в брошюре Николая Павловича Березовского "О состоянии начального образования в Енисейской губернии за 1915 год. Общие сведения " (Красноярск, 1916).

Автор этой работы - директор народных училищ губернии - публикует интересный статистический материал: так, к концу 1915 года в губернии было 555 начальных училищ, в школьных библиотеках которых находилось около 400 тысяч экземпляров разных изданий. В среднем каждое училище располагало фондами почти в 700 экз.

Все это богатство постоянно находилось в движении. Сельские учителя вели огромную работу по внешкольному образованию населения. Они создавали педагогические музеи (к концу 1900 года их было два - в Енисейске и Красноярске - Л.Б.), как правило, на общественных началах выполняли функции библиотекарей бесплатных народных библиотек-читален, ежемесячно проводили среди крестьян народные чтения. Так, только в Канском уезде громкое чтение книг прослушало более 6 тысяч крестьян. В основном они были посвящены двум темам: религии и первой мировой войне. Наибольший интерес крестьяне проявляли к географии театра военных действий, к биографиям русских полководцев.

В заключение хочется подчеркнуть, что несмотря на тяжелые материальные и моральные условия, передовой отряд русской интеллигенции - сибирское учительство стремилось во что бы то ни стало выполнять свою главную подвижническую миссию - поднять духовный уровень развития сельского населения Восточной Сибири и без создания новых сельских и школьных библиотек такую задачу они считали невыполнимой.