ИЗ ДОРОЖНОГО ЖУРНАЛА С. П. КРАШЕНИННИКОВА О ЕГО ПРЕБЫВАНИИ В КРАСНОЯРСКЕ


18 января — 18 февраля 1735 г.


18 генваря в город Красноярск приехали.
В сем городе есть крепость деревянная и 2 церкви, одна в крепости во имя Владимирские богородицы, а другая во имя Покрова богородицы. Она стоит над рекою Енисеем, а под ним впала в Енисей река Кача. По сей реке живущие татары качинцы называются. Здесь имел я случай видеть одного из тех татар с женою, которой приведен был к г. профессору Миллеру. Он очень стар, но жена еще лет около 20, она сказывала, что ее насильно взял, понеже она прежде была за сыном ево, а по смерти сына он ее за иного не выдал, потому что, как сказывает, много за нее калыму дал. Сии татары едят всякого зверя, а вместо хлеба в зиму запасают курлык, который много на гречу походит. А хлеб из них мало или почти никто не пашет. Ясак платят иные по соболю, а иные по 2 и по 3, и по 6, а выше сего не бывает. Во прем я збору дастся им вино по числу соболей, кто один соболь платит, тому и чарка одна и так до 6. Перед сим незадолго во время же ясашного збору им давала была лошадь, одна на всех, которую они не убивают, по по улицам ее гоняючи и поленьями или палками бросаючи, умучивают, а умучивши, как собаки, рвали, кто что ухватит, а которой из них много ухватит, за тем человек 20 бегут и, настигши, отнимают, и так, кто из них урвет да уйдет, что никто не увидит, тот и прав. А ныне им вместо лошади дают из казны полтора рубля денег, которые они, понеже делить их неможно и по копейке па человека не придет, в церковь нашу отдают.
Богу они небесному молятся, праздников никаких не знают, однажды только в год в осеннее время лошадь убивают. Попов тако же не имеют.
Свадьбы они венчают так: в тот день, в которой свадьбе быть, съежжаются жениховы гости в избу, а невестины в другую, и как придет время, то невеста из отцова двора поедет на другой день, а в то время жених с поездом (свадебным. — Ред.) сокрывшися стоят, а когда она выедет, то все на нее бросаются, и кто у всех отнимет, того и невеста. Того ради нарочно уступают жениху у всех отбить, а отбивши, он уводит домой к себе.
Они года по 2, по 3 и по 10 лет сговоренные бывают. Жених, оставя отца, приходит к тестю жить, и калым, которой они за невесту платят, зарабатывают, а невесту ему тесть до тех пор не отдает, покамест он весь калым заплатит.
Калым дают они деньгами, скотом и товаром. Богатые из них дают и по 100 скотин.
Жен им иметь но две и по три вольно, тако же и в родстве за себя брать нс воспрещается, брат меньшой но смерти большего брата за себя брать может, а большему нельзя, сыну на мачехе и отцу на снохе жениться не возбраняется.
Умерших татар иных в каменю хоронят, а иных, ежели при смерти сами прикажут, со всем их платьем и ружьем, которым они владели, сожигают.
Имена всякому из них даются того человека, который впредь всех после родин придет.
...Февраля дня 1 послан был я с 30 служивыми, в котором числе один пятидесятник и 4 человека плотников было, в имеющиеся вверх по Енисею реке пещеры и к писаному камню для приуготовления там надлежащих лесниц и способного всходу.
И так того же дня перед полуднем приехал я в Овсянскую деревню, которая от города Красноярска в 21 верстах, а против сей деревни, едучи вверх, на правой стороне Енисея реки, есть пещера, Овсянская называемая, длиною в 7 сажен 1 ар., а поперег в сажень. Река Енисей против сей пещеры только в 20 сажень. Здесь все по силе данной мне инструкции изготовивши, половину служивых наперед к писаному камню послал, которой верстах в 20 от помянутой деревни, чтоб того же дня дорога к нему прочищена была, а сам с остальными в Овсянской деревни ночевать принужден был, потому что близ писаного камня деревни не имеется, а посланным служивым, зделавши дорогу в Бирюсинскую деревню, которая в 5 верстах от помянутого камня, ночевать ехать велел, 2 февраля поутру, из оной деревни поехавши, смотрел писаного камня и меру снять велел, по которой десница к оному в Бирюсинской деревне после зделана.
Сей камень от натуры есть кирпишного цвету и вышиною не меньше (60 сажен. В 3 саженях от льду (понеже он над самою рекою стоит) помянутый камень мелом, как видится, вымазан, а но мелу красною краской фигуры изображены. Первая и знатнейшая из них—человек на звере. Кроме сей, три человека, подпершися одною рукою, а другую протянувши, намалеваны. Пониже сих фигур к углу зверь наподобие оленя, а на правой стороне гораздо подале их один только олень же написан. Кроме сих, иного ничего не видно, однако ж можно думать, что весь камень в помянутой 3-саженной вышине такими фигурами прежде раскрашен был, потому что еще и поныне белая краска, по которой фигуры красным, может быть, написаны были, не вся слиняла, и тоже и оттого, что и нынешние фигуры не в долгом времени все сойдут.
Того ж дня в Бирюсинскую деревню приехал, которая от Овсянской деревни в 26, а от города в 48 верстах, где зделавши к помянутому камню десницу к бирюсинской пещере, которая в верстах в... от помянутой деревни находится, служивых отправил, чтоб на оную способной всход зделали. Они того ж дня и лесницы поставили, и, где надлежало, из земли и снегу ступени поделали, и от устья пещеры до низу веревку протянули, чтоб всходить способнее было.
Всход к ней очень труден есть, потому что очень крут и, как веревкою мерили, в вышину 45 сажен.
Устье ее наподобие ворот градских, вход в нее на SWZS, длиною она 16, шириною 3 сажен и 1 1/4 аршина, а вышиною в ней около 7 сажен. Внутри ее гораздо тепло, в ней тако же и многие сосульки ледяные, очень толстые, высокие и безмерно чистые находятся.
4 дня сего месяца по полудни в 4 часу г. доктор с одним живописцем и геодезистом в оную деревню прибыл, и того же часу поехали мы до оной пещеры, а понеже тогда уже ночь настала, того ради с смолеными пуками лучины ходили, которые нарочно для того были зделаны. Г. доктор оную пещеру срисовать велел. И назад в деревню приехали мы часу в 7 но полудни и 5 дня поутру домой ехать намерены были, а понеже время не допустило прошедшего дня быть в одной пещере, которая нижняя называется и разстоит от деревни только в 3 верстах. К сей пещере с реки всходу зделать никоим образом невозможно было, потому что безмерно крута и вышины до устья ее не меньше 40 сажень. И в нее никак попасть не можно, разве из оной деревни верхами ехать.
5 дня поутру прежде солнечного всходу в помянутую нижнюю пещеру верхами поехали.
Оная пещера сквозная: одно ее устье на реку, а другое на горе, вход в нея с горы на SW, а с реки на SO, ширина ея 3 сажень и 1 аршин, длина 13 1/2 сажени, вышиною тако же не ниже верхней.
Здесь все отправивши, назад поехали. И доехавши до писаного камня, к которому уже десница от посланных с нею поутру служивых 10 человек уже поставлена была, доктор и протчие, всходивши до него, ясно очень рассмотрели вышеописанные фигуры всей сей горы, и на них фигур г. доктор живописцу рисунок зделать приказал.
Оттуда поехавши и на Овсянке лошадей переменивши, в город Красноярск того ж дня в вечеру приехали.
А здешнего города обычаи, которые мы, там живши, приметили.

1. Во время праздничное жители по гостям незваные ходят и чересчюр упиваться любят, потому что иные из них в один день почти весь город обходить не ленятся и инде чарку вина, а инде стакан пива урвет, и хотя уже в такое состояние придет, что на ногах ходить не может, однако ж лишь бы в котором доме шум услышал, понеже из того признавают, что там попойка есть, хотя ползком ползет во двор, чтоб еще напиться.
2. Во время масленицы по горам уливают водою катушки, на которых во всю неделю почти всего города девицы и женщины вместе с мужиками на коровьих кожах катаются. А в последний день, то есть в воскресение, с оных катушек идучи, со всяким, кто бы ни шел навстречу, целуются.
3. Смотру невестам никогда или очень редко, и то у знатных бывает, и жених по тех пор ее не видает, покамест ее в церковь к венцу не приведут.
4. Сговоренным невестам за день перед свадьбою обычай есть ходить на могилы выть, у которых отец или мать, хотя очень давно, умер...

В день рождества Христова здешние жители нарочно пекут из теста коровки, собаки, зайцы и иныя звери, которые по их обще козылки называются, которыми делят славелыциков, а иные вместо козулек орехами или пирогами за славленье дают.