ПАНОРАМА КРАСНОЯРСКА 1735 г.

Это первое известное живописное изображение Красноярска. Оно было выполнено молодым художником сухопутного отряда Второй Камчатской экспедиции Иоганном Вильгельмом Люрсениусом в период с 9 января по 10 февраля 1736 г. Вероятно, это была его первая самостоятельная работа, т. к. до болезни художника Берхана он числился рисовальным учеником. Художнику экспедиции вменялось в обязанность зарисовывать редких животных, растения, примечательные места, а также заниматься «перспективным художеством». Это означало тогда искусство снимать, т. е. рисовать проспекты-виды городов и архитектурных сооружений. В «Специальной инструкции», составленной для художников экспедиции, в параграфе «о землях!» записано: «Ежели он такую землю малевать будет, то надлежит ему при светлой погоде повсякий день в назначенный час перед обедом на выбранное им тому место итти и рисование так расположить, чтобы горизонт при том хорошо усмотрен быть мог, по сем надобно ему оной пункт прилежно примечать и со всяким тщанием того смотреть, чтоб все притом ясно рассмотреть можно было и того ради свои рисунки наипаче совершеннее и пространнее, нежели сокращенно делать, леса, поля, каменистые места, степи, строения, деревни, города, морские гавани, водные пороги и прочее тому подобное но надлежащим местам располагать и, следовательно, так делать, чтоб оные узнать можно. На переди должны на всю вышину рисования редкие и всегда такие деревья изображены быть, какие в которой стороне растут. При том надлежит ему все так расположить, чтоб одна треть воздуха, а две трети земли казалась» ). Цели и задачи научной экспедиции требовали от художника точной фиксации местности. Таким образом, публикуемый панорамный проспект Красноярска в принципе мог точно отразить облик города более чем 250-летней давности.
Судя по рисунку, центром обзора художник выбрал караульную вышку, где сейчас каменная часовня. Это позволило показать протяженность города, его характерный силуэт со стороны р. Качи. Изображение домов выполнено в условной манере. К сожалению, молодой художник не дал планировки улиц, для чего следовало как бы приподнять задний план рисунка.
Оригинал представлял собой рисунок тушью, который, как установила сотрудница Русского музея в Ленинграде, не сохранился Этот рисунок, как и ряд других рисунков сибирских городов, затерялся после того, как с них были сделаны на медных досках конин. Гравировальные работы выполняли граверы Российской Академии наук в начале 1770 г., а гравюру о Красноярске выполнил к марту 1770 г. талантливый русский умелец Алексей Яковлевич Колпашников (17 марта 1744—5 декабря 1814 г.). Д. Ровинский, крупнейший знаток народного лубка и гравюры дореволюционной России, сообщает, что Колпашников «учился гравированию с 1759 г. у Шмидта и усвоил себе блестящий его резец». Он считался одним из лучших граверов Академии и получал 60 рублей жалованья.
Отпечатанные с гравюр отдельные листы, всего 20 видов сибирских городов, поступили в свободную продажу в Академическую лавку. Неизвестный любитель живописи, возможно, Махаев, собрал их, а также листы с видами российских городов, всего 34 листа, и переплел в альбом, дошедший до нашего времени. Этот альбом, откуда взято изображение Красноярска, хранится в Эрмитаже в русском отделе гравюры и называется «Виды городов или эстампов Российской империи, гравированные, и состоят в библиотеке моей 1810-го года». В правом нижнем углу есть интересная помета: «получен от Глазунова от апреля 1810 года в сумме».