|
Из истории городских библиотек Енисейской губернии
Л. Бердников
Громадную роль в пропаганде литературы, особенно краеведческой, играли библиотеки, созданные в губернии при местных музеях.
Библиотекари, работающие в них, не только собирали и хранили книжные редкости, они были настоящими, неутомимыми просветителями. Своими знаниями они помогали окружающую жизнь сделать осмысленней и полезней. Их девиз: "Лучше знай свой край, чтобы жить богаче и достойней", очень медленно, с трудом преодолевал на своем пути косность, неграмотность, лень местной верхушки, пробивался к цели.
Библиотеки в России во все почти времена, по словам Н. Янжула, возникали случайно, имели случайные средства к существованию и случайный выбор книг.
Енисейская губерния, к сожалению, исключением из этого правила не была. В 1877 году в тихом провинциальном Минусинске стараниями аптекаря Н.М. Мартьянова и местной общественности вдруг родился музей и при нем скромная библиотека, насчитывающая около 500 книг. Ядро книжного фонда составляли 100 томов купца Г.П. Сафьянова, подаренных им музею.
В 1878 году минусинцы расширяют выбор книг, периодических изданий и называют библиотеку общественной.
Подробная история создания этого удивительного богатого книгохранилища изложена в одной из глав книги Ф.Я. Кона "Исторический очерк Минусинского местного музея за 25 лет (1877 - 1902)". (Казань, 1902, с. 176 - 196). Мы же кратко расскажем о тех фактах, которые многим специалистам пока недостаточно известны.
Первым библиотекарем Минусинской общественной библиотеки, судя по архивным документам, был учитель В.Д. Масленников, умерший в 1885 году в селе Курагино.
Учет и хранение книг здесь были на самом высоком уровне. Сначала библиотека имела рукописный каталог книг, но уже в 1883 году минусинцы самыми первыми в губернии издали при активном участии Мартьянова печатный каталог. Книга тиражом в 300 экземпляров была выпущена на средства купца В.О. Данилова в Томске под названием "Каталог книг Минусинской общественной библиотеки". Сегодня познакомиться с этим редким изданием можно только в краевой библиотеке им. В.И. Ленина и в библиотеке Минусинского музея. Необходимо отметить, что активное участие в составлении каталога и во многих других библиотечных делах принимал князь Александр Кропоткин - старший брат знаменитого русского анархиста Петра Кропоткина, отбывавшего в эти годы ссылку в Минусинске.
Начиная с 1885 и по 1889 год библиотека была бесплатной, так как все эти годы ее материально очень поддерживал сибирский купец и меценат Иннокентий Михайлович Сибиряков (1860 - 1900). Это его известный публицист Н. Ядринцев в одном из писем Мартьянову охарактеризовал как прекрасного и искреннего юношу, которому "много надо блеснуть".
Оценка благотворительной деятельности молодого 24-летнего купца, данная известным публицистом, примечательна тем, что даже Ядринцеву, высокообразованному интеллигенту, не удалось излечиться от хронического русского недуга: видеть в каждом человеке больше плохого, чем хорошего.
Заслуга Иннокентия Сибирякова перед обществом была в том, что он первым из местных толстосумов стал бескорыстно вкладывать свои капиталы в строительство школ, музеев и библиотек. Он хотел видеть каждого сибиряка грамотным, работящим, совестливым. Сегодня выяснено, что без его материальной помощи в городах губернии не была бы открыта ни одна публичная библиотека, ни один краеведческий музей.
Он вел огромную переписку почти со всеми наиболее яркими учеными и просветителями Сибири. Это на его средства были напечатаны "Сибирская библиография" и "Русская историческая библиография" В. Межова, труды В. Семевского и Н. Ядринцева, Г. Потанина.
Это Сибиряков в 1884 году писал Мартьянову: "Если вам случится узнать, что какая-нибудь сельская школа нуждается в учебных пособиях и книгах для чтения вне школы, то имейте в виду, что я могу прийти на помощь в этом случае и выслать желаемые книги".
Ответ из Минусинска пришел быстро. Оценки положения дел в народном образовании Минусинского уезда, данные Мартьяновым, были весьма не утешительны. Он отмечал, что всех школ в уезде 16. По степени своего достатка в учебном отношении они распадаются на 2 группы: 10 училищ, благодаря зажиточности местных крестьян и заботам попечителей, не знают нужды ни в книгах для классного чтения, ни в простых учебных пособиях, 6 училищ (Никольское, Таштыпское, Бейское, Идринское, Абаканское) настолько бедны, что, не говоря уже о каких-либо учебных пособиях, они не имеют достаточного количества книг для первоначального чтения. Редкий учитель и попечитель школы может похвалиться своей заботливостью о поддержании и развитии в учениках грамотности по выходе из училища, "библиотеки для чтения являются крайне необходимыми для сокращения числа школьников, впадающих в прежний мрак невежества ".
Итак, Мартьянов одним из первых в Енисейской губернии высказал давно выстраданную им мысль, что без создания библиотек дальнейшее развитие образования невозможно. Населению нужны были разные библиотеки - ученические, народные, публичные, платные и бесплатные. Но, прежде всего, учитель непременно должен быть образованным и постоянно читающим человеком. Его мысль угадывает Сибиряков. В 1885 году он пишет Мартьянову письмо с таким предложением: "Принимая во внимание, что многие народные учителя, желающие приобрести какую-нибудь книгу для чтения или выписать журналы, не могут исполнить своего желания, прежде всего, вследствие дороговизны книг и журналов, я предложил бы Вам, если Вы сочувствуете удовлетворению этой потребности, следующее: я буду высылать за половинную цену книги, подписываться на все газеты и журналы всем народным учителям, снабженным Вашей рекомендацией".
Такой щедрости к просвещению ни до, ни после Сибирякова енисейская земля не знала.
За советом к Мартьянову - что почитать - обращались все жители близлежащих деревень и сел, а также горожане Ачинска. Обращались учителя, крестьяне, купцы. Минусинской библиотекой пользовалась вся округа. Постоянным ее читателем был крестьянин села Иудино Тимофей Бондарев, автор знаменитой книги "Торжество земледельца, или Трудолюбие и тунеядство", на которую серьезное внимание обратил Л.Н. Толстой. В своих воспоминаниях о Бондареве писатель И. Белоконский, отбывавший ссылку в Минусинске, отметил, что Бондарев был страстным поклонником чтения. Он читал все, что попадалось под руку, читал внимательно, "с наслаждением", запоминая все выдающееся.
Известный краевед А. Макаренко - автор в свое время очень популярной книги "Сибирский народный календарь в этнографическом отношении: Восточная Сибирь" - писал, что библиотека и Мартьянов дали ему возможность "принести посильную помощь на пользу человеческих знаний".
В это же время И. Сибиряков присылал в Минусинскую библиотеку обширные подборки книг, составленных по материалам книги Х. Алчевской "Что читать народу". (Т. 1, Спб., 1884).
В свою очередь, музей иногда по частям, а иногда и целиком, в зависимости от аккуратности возвращения книг руководителями сельских училищ и школ, высылал на 2-3 месяца подаренные купцом библиотечки местному населению.
Эти издания у педагогов пользовались большим спросом. Так, учительница Сагайской церковноприходской школы писала, что желала бы пользоваться книгами из Минусинской библиотеки, "преимущественно педагогического содержания".
Вот еще отрывок из письма учителя Курагинского одноклассного сельского приходского училища. Он уведомляет Мартьянова, что "посылки с книгами и другими учебными принадлежностями получены".
Книгу Х. Алчевской "Что читать народу" сибирские педагоги оценили очень высоко. Они писали, что "польза от этой книги, несомненно, велика".
Таких отзывов можно привести множество. Все это говорит о том, что в Минусинской библиотеке любили читателя и делали все возможное, чтобы он не чувствовал ни неудобств, ни расстояний.
В 1885 году И.М. Сибиряков буквально наводняет Минусинский уезд дешевыми книгами издательства "Посредник". Всего Мартьяновым к 20 сентября 1885 года было получено 6780 экземпляров книг этой фирмы. В основном это были произведения Л.Н. Толстого - "Чем люди живы", "Бог правду видит, да не скоро скажет", "Где любовь, там и Бог", "Первый винокур" и многие другие. Продавались эти книги в сибирских деревнях по одной - две копейки. Некоторые были бесплатно высланы в сельские училища. Например, в села Новоселовское - 21 экз., Идринское - 35 экз., Аскизское - 35 экз. В Абаканской волости крестьянам было продано 650 экз., в Тесинской - 660 экз., в Курагино - 330 экз., в Каратузе - 330 экз. Н. Мартьянов сообщал И.М. Сибирякову, что городским жителям "я продал немного, ссылаясь на обстоятельства, что они могут пользоваться этими книжками в библиотеке".
Духовенство встретило это начинание не очень приветливо. В № 18 журнала "Енисейские епархиальные ведомости " за 1890 год опубликован отзыв учебного комитета при Святейшем Синоде об изданиях фирмы "Посредник ". В нем отмечалось, что хотя книжки "Посредника " по объему маленькие, "влияние их велико". Беспокойство у духовенства вызывало и то, что эти книги расходились по России миллионными тиражами. В целом же издания эти Синод подверг резкой критике и не рекомендовал распространять их в среде малограмотного русского населения.
На вопрос, что читали в Минусинске, исчерпывающе ответить сложно, потому что библиотечная статистика тех лет скупа, обрывочна и не всегда объективна. И все-таки кое-какое представление о читательских интересах минусинцев мы имеем. Так, в 1879 году читатели наиболее часто требовали произведения Террайля - 108 раз, Борна - 95, Диккенса - 82, Ауэрбаха - 55, Майн Рида - 45, Сю - 37.
Из русских писателей минусинцы отдавали предпочтение книгам Тургенева. Их в 1879 году прочитано было больше всего - 55. На втором месте стояли книги Некрасова - 30. Затем шли книги Л.Н. Толстого, Достоевского, Григоровича, Авдеевой, Мещерской.
Это странное увлечение "иностранщиной" объяснялось прежде всего тем, что в фонде книг русских писателей было в 2 раза меньше, чем зарубежных. Отсюда и получалась такая "непатриотичная" статистика. Заметим, что библиотеку в этот год посетило более двухсот читателей.
Читательские интересы минусинцев были устойчивые. В основном любили читать приключенческую литературу. Особым успехом пользовались произведения Майн Рида. В 1887 году его выдавали 178 раз, книги Купера - 143 раза, Диккенса - 115, Жюль Верна - 102.
Среди русских писателей прочное место удерживал Тургенев. В 1887 году его книги были выданы 146 раз.
Более ста раз были затребованы произведения Гоголя Льва Толстого, Габорио, Шпильгагена и Борна.
Из журналов чаще всего спрашивали "Вестник Европы" - 50 раз, "Северный вестник", "Наблюдатель". Из всего семитысячного населения Минусинска бесплатно библиотеку в 1885 году посещали только 338 человек.
В 1892 году в журнале "Северный вестник" появилась большая статья И. Белоконского "Минусинский публичный музей и библиотека", в которой автор подчеркивал, что культурная деятельность в провинции возможна и необходима.
"Необходимость вряд ли кто будет отрицать: если бы в каждом уездном городишке была заведена такая библиотека, какую создал Мартьянов в Минусинске, это имело бы громадное значение в нашей русской жизни, покрытой, как стоячее болото, тиной и плесенью. Да послужит Мартьянов примером для лиц, гибнущих в провинции от ненахождения себе дела".
Эту высокую оценку, к сожалению, не разделяло местное начальство.
Но истинные русские интеллигенты эти первые ростки духовности старались поддержать и морально и материально, что очень хорошо видно на примере Минусинской библиотеки, книжные богатства которой бескорыстно приумножали ученые, ссыльные, крестьяне, дарившие ей книги. Среди них известный русский академик А.С. Веселовский, французский археолог барон де Бай, вице-губернатор Енисейской губернии краевед В. Приклонский, ссыльные русские писатели и философы В. Лесевич, А. Иванчин-Писарев, И.П. Белоконский, крестьянин Тимофей Бондарев, сибирские ученые и краеведы Н. Ядринцев, Г. Потанин, П. Головачев, Д. Клеменц Е. Кудрявцев, В. Крутовский, Н. Катанов, революционер Василий Осипанов, казненный в 1887 года вместе с А. Ульяновым за покушение на царя Александра II.
Мартьянов первым в Енисейской губернии показал, что развитие культуры - это привилегия не только губернских городов, что и здесь, за тысячи верст от Москвы и Петербурга, можно жить нормальной цивилизованной жизнью. Минусинский музей и библиотека дали сибирскому обществу мощный толчок к духовной жизни, в городах Енисейской губернии появилась мода на создание своих музеев, библиотек. Дело, начатое Мартьяновым во имя процветания культуры и просвещения, было сразу же подхвачено местной интеллигенцией.
В 1882 году Н.В. Скорняков выступил в печати с заметкой о необходимости создания в Енисейске местного краеведческого музея по образцу Минусинского. Многие журналисты резко выступили против такой затеи, считая эту мысль подражательной и не заслуживающей серьезного внимания. Но главное, идею создания музея очень охотно поддержал Мартьянов. В письме к Скорнякову по поводу развернувшейся в печати полемики он писал: "Наша задача заключается в том, чтобы собрать и сохранить в музее все, что производилось (в районе, который обнимает музей) и производится в настоящее время природой и человеком. Это наш идеал. Если слушаться всех, кто, не потрудившись и глубоко не задумавшись, начнет выбрасывать музейные материалы, тогда незачем и собирать его и устраивать музей".
Сопротивление созданию музея и библиотеки было сильным. Но благословение Мартьянова окрыляло А.И. Кытманова, Н.В. Скорнякова, М.О. Маркса, которые, по существу, втроем и стали создавать Енисейский музей. Первого октября 1883 года он был открыт.
В 1884 году первых своих читателей приняла и публичная библиотека. В ней имелись рукописные каталоги - алфавитный и систематический и каталог книг на иностранных языках (алфавитный).
Создатели поставили перед собой главную цель: собрать книжные фонды, весь печатный и рукописный материал (карты, планы, чертежи, воспоминания, заметки, статьи), рассказывающие об Енисейском уезде и Туруханском крае.
Библиотека пользовалась покровительством енисейского губернатора Ивана Константиновича Педашенко, который из личных сбережений жертвовал иногда значительные суммы на ее нужды.
В 1884 году здесь было всего 2675 томов. В городе были еще и частные библиотеки - братьев Востротиных, Н .В. Скорнякова (1500 названий книг), Черемных (1306 названий), А.И. Кытманова (2000 названий).
В эти же годы, по словам ссыльного Н.Ф. Вишневицкого, ссыльные поляки в Енисейске имели свою нелегальную библиотеку. Полиция знала о ее существовании, но не вмешивалась.
Книжный фонд рос медленно: в 1892 году на книжные полки поступило 197 названий книг в 362 томах. К 1 января 1893 года здесь насчитывалось 4178 названий книг в 6850 томах. Для сравнения скажем, что фонд Минусинской библиотеки к этому году составлял уже более 16 тысяч экземпляров.
Часто в библиотеку дарили личные книги енисейский губернатор Леонид Константинович Теляковский, вице-адмирал С.О. Макаров, впоследствии герой русско-японской войны, ссыльные писатели Сергей Елпатьевский и Виктор Арефьев, горный инженер В.А. Обручев (впоследствии видный русский академик и писатель), врачи В. Крутовский, В. Белоголовый, академик Штраух, ученый, генерал Н.П. Казанский.
В 1892 году вдвое возросла плата за чтение периодических изданий. Если раньше она составляла 15 копеек в месяц, то сейчас уже брали за чтение газет и журналов 30 копеек. Это привело к незначительному оттоку читателей.
В 1892 году из-за скудости средств периодику выписывали только в одном экземпляре: это журналы "Вестник Европы", "Русская мысль", "Северный вестник", "Исторический вестник", "Новости иностранной литературы", "Всемирная библиотека", "Вестник иностранной литературы", "Семейная библиотека", "Библиотека для чтения", "Сибирский сборник" (литературное приложение к газете "Восточное обозрение"), "Вестник золото промышленности", "Неделя", "Русская жизнь", "Сибирский вестник", "Енисейский листок". Всего 16 наименований газет и журналов.
По статистике тех лет Енисейск был читающим городом. Его семитысячное население в 1892 году выписывало 112 названий газет и журналов в 654 экз.
13 апреля 1898 года в Енисейске открывается частная платная библиотека Баландина. В этот же год был отпечатан "Каталог книг библиотеки А.А. Баландина в Енисейске" (Томск, 1898, 128 с.). С ее открытием популярность общественной стала резко падать: ни интерьер, ни скромный фонд не могли конкурировать с баландинской, где все, начиная со здания и кончая каталожными ящиками, было поставлено на широкую ногу. Подлинной хозяйкой тут была Вера Арсентьевна Баландина (урожденная Емельянова). Она заказывала газеты и книги, следила за новинками в области образования и науки, да и сама была не только издательницей, но и страстным книгочеем. Достаточно перелистать некоторые страницы изданного ею каталога, чтобы убедиться и том, что книжный фонд библиотеки Баландина в Енисейске был превосходным.
Огромную роль в пропаганде книги в Енисейске сыграло общество попечения о начальном образовании, открытое в 1883 году. Оно устраивало народные чтения, открывало воскресные школы, проводило различные праздники. Так, по инициативе общества 6 августа 1898 в Енисейске была открыта бесплатная народная библиотека-читальня. В честь этого события енисейский губернатор Михаил Александрович Плец дал приветственную телеграмму. В читальне было 608 названий книг в 868 томах. Журналов и газет было выписано всего 8 названий. За первые 78 дней в библиотеку записалось 382 человека. В основном читателями были учащиеся низших учебных заведений. Всего за 1898 год им было выдано 5224 экземпляра книг. Обращаемость фонда равнялась 8. Чаще всего спрашивали Гоголя (114), Данилевского (61), Мамина-Сибиряка (59), Пушкина (58), Жюль Верна (56), Лермонтова (46), Достоевского (36), Чехова и Толстого (по 15 раз).
По отделу детской беллетристики на первом мест стоял Авенариус - 253 раза, Фурман - 197, Круглов - 180, Рогова - 163, Шмидт - 154. За всю свою громадную работу библиотекарь получал в месяц 20 рублей. Он вел учет книжных поступлений в инвентарной книге и регулярно расставлял в систематический каталог библиографические карточки. Алфавитный каталог в те годы, как правило, не вели.
В 1903 году в Енисейске, где было жителей всего десять тысяч, работали 4 библиотеки - частная (госпожи В. Баландиной), общественная (при краеведческом музее), при общественном собрании (год ее открытия нам неизвестен) и народная библиотека-читальня. Как писала газета "Енисей", последняя была создана для поднятия умственного развития масс.
Самым скудным книжным фондом обладала народная библиотека-читальня. В течение трех лет (1900-1902 гг.) сюда записалось 1232 читателя, из них взрослых только 129 человек. В основном в читальню шли дети. Многим образованным горожанам книжный фонд был неинтересен. Во-первых, потому, что народные читальни не могли выписывать оппозиционные газеты, критикующие российское правительство и местные губернские власти (Даже местная красноярская газета "Енисей" не допускалась в народные читальни - Л.Б.).
В 1901 году на свой страх и риск енисейцы стали выписывать либерально-монархическую газету "Русское слово", но сразу же в начале года она была срочно изъята.
Во-вторых, большим ограничениям был подвергнут каталог. Многие произведения даже русских писателей были строго ограничены. Социально-экономическую литературу в фонды вообще не допускали. Тем не менее, библиотека работала, ее посещали ученики воскресных и церковноприходских школ и малограмотные крестьяне.
Здесь вели строгую библиотечную статистику, часть которой дошла до нас.
Книговыдача наиболее читаемых произведений в народной библиотеке г. Енисейска в 1900 - 1902 гг.
  |
1900 |
1901 |
1902 |
А.С. Пушкин |
162 |
224 |
137 |
Н.В. Гоголь |
152 |
391 |
345 |
Л.Н. Толстой |
42 |
38 |
58 |
И.С. Тургенев |
35 |
76 |
143 |
Из таблицы видно, что произведения Гоголя пользовались наибольшим спросом. Второе место занимали произведения Пушкина, далее - Тургенева, Толстого, Лермонтова, Никитина, Жуковского и других.
Корреспондент "Енисея", анализируя ее работу, подметил, что на сочинения Достоевского, которые требуют при чтении "больше ума, чем воображения", совсем не было требований.
Организаторы отчетливо понимали, что только снятие различных цензурных ограничений с каталога поможет привлечь взрослый контингент читателей. Разумеется, такая деятельность не отвечала их желаниям и стремлениям, но это была не их вина, а беда. Политика правительства накануне первой русской революции в области образования была безнравственной и, можно сказать реакционной.
В 1903 году в Енисейске произошло крупное событие: общественная библиотека при музее приобрела крупное собрание покойного золотопромышленника А.И. Тарасова. Его книги значительно пополнили краеведческий фонд (часть книг была распродана, причем по очень низкой цене, только чтобы выручить затраченные на покупку собрания деньги). Эта выгодная операция сделала коллекцию книг в Енисейске по краеведению одной из лучших в нашем крае. Через пять лет после покупки библиотеки Тарасова, в 1908 году, в библиотеке музея хранилось уже более тысячи шестисот альбомов с различными материалами об Енисейском уезде и Туруханском крае. За 24 года существования библиотеки была проделана поистине титаническая работа по собиранию сведений о родном крае. Ни до, ни после такого богатого массива краеведческого материала не имела ни одна библиотека Енисейской губернии.
Упадок библиотечного дела в Енисейске напрямую связан с днями первой русской революции.
Чтобы погасить революционные страсти, 18 февраля 1905 года царь обратился к подданным империи с просьбой высказать свои предложения, которые помогли бы вывести Россию из политического и экономического кризиса. 28 марта 1905 года первую петицию отправляет Общество попечения о начальном образовании Красноярска, 5 апреля - Енисейска. Весь текст енисейского обращения составляет и редактирует Баландина как председатель собрания, она же первой и подписывает петицию. О чем же писали наши земляки? Вот несколько коротких выдержек:
"Если мы обратимся к рассмотрению тех условий, при которых приходится действовать обществу, то и здесь как и везде, правительство, в лице своих чиновников кладет свое клеймо на всякое частное предприятие и инициативу...
Народные читальни и школьные библиотеки ограничены крайне узкими каталогами; произведения лучших наших писателей, нашей гордости и славы - Л. Толстого, В. Короленко, М. Горького, А. Чехова и многих других - исключены... Значение устраиваемых обществом народных чтений парализуется теми же многочисленными ограничениями... Разрешение публичных лекций обставлено еще более стеснительными условиями. Лекторы утверждаются губернатором, а чтобы заполучить такое разрешение, надо времени не менее 2 - 3 месяцев.
Одним словом, местные просветители хотели от правительства одного - свободы слова. Но, как вскоре выяснилось, объявленная в 1905 году царским манифестом свобода оказалась обманом.
После подписания петиции многих стали подозревать в политической неблагонадежности. Почувствовав наступление реакции, Баландина принимает серьезное решение передать енисейскому Обществу попечения о начальном образовании в полную собственность школу и народную читальню.
Отметим, что если к 1904 году баландинская библиотека имела 2778 названий, заключающихся в 6352 томах, то уже к концу 1908 г., когда библиотека отмечала десятилетний юбилей, в ее фондах находилось более 10 тысяч томов.
Темпы прироста названий книг и их количества были по тем временам очень высокие, что для далекого Енисейска, прямо скажем, сделать в то время было непросто. Как и везде в Сибири, читатели баландинской библиотеки в основном брали книги по географии, любили читать приключенческую литературу и исторические романы.
После событий 1905 года библиотечное дело в целом по России переживало упадок. Прогрессивные деятели местного общественного движения преследовались, часть библиотек и читален была закрыта. Не обошлось без репрессий и в Енисейске. Деятельность знаменитой народной библиотеки-читальни при Обществе попечения о начальном образовании была приостановлена. Лишь в 1915 году в типографии А.А. Борзецова в Енисейске был отпечатан "Проект устава бесплатной народной библиотеки и читальни им. Баландина А.С. Общества попечения о народном образовании в г. Енисейске".
В нем говорилось, что материалом для первоначального обзаведения будут служить книги и журналы, пожертвованные А.А. и В.А. Баландиными.
В ноябре 1915 года читальня возобновила свою работу. Как и прежде каждому читателю выдавалось по одной книге. Строго запрещено было выдавать номера газет и журналов, полученные с последней почтой, а так же словари, справочники и особо ценные и редкие книги по списку, выставленному в библиотеке.
В истории этой библиотеки еще много белых пятен. Так, если верить газетам, в 1911 году здесь разыгрывался спектакль А.Н. Островского "Не в свои сани не садись" ("Вести", 1911, М 129). А это значит, что библиотека была открыта в 1911 году, а не в 1915. Однако, как мы писали выше, в 1915 году в архиве сохранились документы о ее восстановлении. Точных данных, когда библиотека была закрыта, у нас нет.
Что касается общественной публичной библиотеки, то она тоже стала сдавать свои позиции.
В 1910 году ее фонды находились на нижнем этаже здания городской управы. Библиотекарем состояла Н.И. Артемьева, которая получала 240 рублей в год. Библиотека была открыта ежедневно, с 3-х до 7 часов, а по воскресным и праздничным дням - с 12 до 2 часов дня.
Книжный фонд ее в 1910 году состоял из 6132 названий в 11122 томах. Постоянных читателей было всего 126 человек из 197. Библиотека имела печатный каталог книг, который до сих пор еще не разыскан.
В 1916 году газета "Енисейская мысль" сообщала, что в Енисейске на базаре можно было за гроши купить книги из музейной библиотеки. Ценные краеведческие материалы стали катастрофически пропадать. К сожалению, наиболее редкие издания после революции 1917 года из библиотеки-музея исчезли. Таким образом, работа многих поколений просветителей по сохранению и сбору материалов об истории Енисейска была сведена на нет.
Сегодня в фондах городских библиотек Енисейска дореволюционной литературы почти нет, немного ее и в библиотеке краеведческого музея.
Пожалуй, самым бедным из уездных городов губернии культурно-просветительными учреждениями был город Канск. Будничная жизнь большинства горожан проходила здесь в патентованных развлечениях: картежная игра, пьянство. Корреспондент газеты "Енисей" подчеркивал, что в 1895 году "на четырехтысячное население в Канске было открыто 13 кабаков, 2 трактира, 4 рейнских погреба и три оптовых склада".
Ни одной книжной лавки, ни одной библиотеки, ни музея в городе в это время еще не было. Тогда как в других городах, например, в Минусинске, Енисейске все вышеназванные учреждения успешно работали.
Критики в адрес городской думы по вопросам открытия библиотек было много. Одни авторы говорили, что Канску больше всего нужны школы, другие утверждали, что если будет много хороших библиотек, грамотность в народе утвердится сама собой.
Конечно, и грамотность, и библиотека не могли помешать друг другу, и это все более отчетливо стала понимать молодая, только что зарождающаяся интеллигенция Канска. Начиная с 1895 года, она все решительнее ставит вопрос перед губернатором об открытии народной библиотеки-читальни. Уже к 15 мая 1896 года на ее нужды было собрано более тысячи рублей.
22 мая 1897 года губернатор разрешил открыть в городе библиотеку-читальню. Однако из-за различных неурядиц открытие ее состоялось только 25 января 1898 года. При библиотеке был создан совет попечителей в количестве 36 человек, в обязанности которого входило следить за новыми выходящими изданиями по газетам, книготорговым каталогам, библиографическим справочникам. Эти же лица составляли дезидераты, или, точнее, списки тех книг, которые были необходимы читателям. Надо сказать, что все формы отчетности велись аккуратно. Сохранившаяся документация тех далеких лет показала, что только за один год работы читателями была утеряна одна пятая часть книжного фонда - 139 экземпляров книг.
На это ЧП совет попечителей библиотеки прореагировал оперативно. Он сразу же внес в правила читальни изменения. После этого лица, желающие пользоваться книгами, вначале должны были представлять денежный залог или поручительство благонадежных и известных библиотекарю лиц.
Конечно, бесплатная читальня не могла удовлетворить духовные запросы горожан, поэтому городская дума делала все от нее зависящее, чтобы в городе была учреждена Канская городская публичная библиотека, подчиняющаяся только городскому общественному управлению.
Однако только 25 сентября 1905 года дума осмелилась выслать устав библиотеки на утверждение в Красноярск, но ответа долгое время не было.
15 ноября 1905 года канский городской голова А. Шахматов снова обращается в губернское управление с просьбой зарегистрировать устав. И снова получает отказ.
14 марта 1906 года городской голова еще раз просит начальство дать подтверждение на открытие библиотеки. И снова в ответ отписка. И все-таки настойчивость А. Шахматова была вознаграждена.
В мае 1906 года в Канске побывал губернатор Енисейской губернии, статский советник, камер-юнкер Двора Его Императорского Величества В.Ф. Давыдов. Будучи на собрании в городской думе Канска, он, слегка пожурив за чересчур усердное "старание" своих подчиненных бюрократов, дал разрешение на открытие городской публичной библиотеки. 24 мая 1906 года она и была открыта.
Учредители Канской публичной библиотеки ставили перед собой одну главную цель - "доставить жителям города и уезда помощь в деле самообразования".
Эту задачу вплоть до 1917 года она успешно выполняла.
Долгие годы книга в Ачинске у местных жителей была явно не в почете. В начале 80-х годов прошлого века многие ученые, посещавшие город, писали, что здесь "нельзя найти даже сочинения Гоголя".
Изменить убогую культурную жизнь Ачинска суждено было учителю Дмитрию Семеновичу Каргополову.
Выдержав в Красноярской гимназии в 1885 году специальные испытания на звание учителя по арифметике и геометрии, он, по приказу директора народных училищ Енисейской губернии, приезжает на работу в Ачинское уездное училище. Вскоре ему удается объединить вокруг себя единомышленников. Вместе с ними он открывает здесь сначала городскую общественную библиотеку, а чуть позднее при ней краеведческий музей.
В Красноярском краевом архиве (ф. 595, оп. 1, д. 2417 л. 1-5) сохранилась копия протокола заседания Ачинской городской думы от 22 марта 1887 года. Приводим этот текст полностью:
"Слушали: Поданное 20 марта на имя Ачинского городского головы Михайлова заявление учителя Ачинского уездного училища Дмитрия Семеновича Каргополова, при котором приложена телеграмма из Петербурга от Иннокентия Михайловича Сибирякова, адресованная на имя господина Каргополова, следующего содержания: "Если Дума согласится учредить библиотеку, могу пожертвовать на нее одну тысячу рублей". По выслушивании этого городская Дума сочувственно приняла предложение Сибирякова, со своей стороны, при участии его, признать необходимым учредить здесь такое благое заведение, как библиотека. В виду этого единогласно постановили:
1. Предложить городскому голове ходатайствовать по принадлежности о разрешении открыть в г. Ачинске общественную библиотеку, на которую с текущего 1888 года производить отпуск из городских средств по 200 рублей ежегодно, кроме того, на городские же средства должна быть для библиотеки готова и квартира с отоплением и освещением".
5 мая 1887 года было выдано свидетельство на ее открытие. Официально же она начала работать лишь с 8 сентября. Заведовать библиотекой поручалось Д. Каргополову.
Многие вопросы, связанные с комплектованием фондов библиотеки и музея, Каргополов почти всегда решал с основателем Минусинского музея Н.М. Мартьяновым. Об этом красноречиво говорит сохранившаяся переписка между ними, которая сегодня находится в рукописном отделе Минусинского краеведческого музея им. Н. М. Мартьянова.
Знаменитый минусинец не давал Каргополову опускать руки, бросать начатое дело. Он помогал ачинскому книгочею чем только мог: высылал книги, экспонаты для музея, давал рекомендательные письма и нужные адреса.
Одним словом, стал для Каргополова моральной опорой. Но ноша была очень тяжелой. Часто письма из Ачинска в Минусинск полны уныния и пессимизма: "... у нас очень мало сочинений о Сибири. О таких сочинениях, как Миддендорф, Миллер, Фишер, Паллас нечего и помышлять, ничего не достать".
Провинциальная жизнь подавляла энергию, сужала и без того небольшие возможности Каргополова. И, тем не менее, он следует словам Мартьянова "собирать все и оберегать все". Дмитрию Семеновичу удалось в короткое время собрать 500 томов, где среди многих современных книг были и библиографические редкости - сочинения известного русского издателя Николая Васильевича Новикова и русского историка Василия Никитича Татищева.
Известный революционер Дмитрий Клеменц, впоследствии ставший в ссылке известным русским ученым, называл ачинский музей редким потому, что главным работником в нем был не ученый, как Мартьянов, а просто воспитанник красноярской учительской семинарии Д.С. Каргополов, уроженец Минусинского округа, горячий почитатель Мартьянова. "При своих ограниченных сведениях, при скромном положении смотрителя городского училища, - писал Клеменц, - он, при сочувствии общества, сумел сделать небольшой, но полезный музей. Две комнаты, в которых он помещается, были заняты дельным материалом... Пример Каргополова достаточно показывает, что главное здесь - вера в дело и любовь к нему".
Эти слова лишний раз свидетельствуют о том, что культура провинции в эти годы держалась только на одержимых людях.
24 декабря 1888 года Каргополов снял с себя заведование библиотекой и передал ее фонды учителю приходского училища Василию Ивановичу Рыжову.
К сожалению, биография Каргополова еще не изучена. Мы знаем, что в 1889 году его перевели учителем приготовительного класса в Красноярскую мужскую губернскую гимназию. Через год он стал губернским секретарем и действительным членом Енисейского губернского статистического комитета. Еще год спустя он был произведен в коллежские секретари. Новый чин позволял семье Каргополова еле-еле сводить концы с концами. В 1892 году Каргополов получил чин титулярного советника, что соответствовало 9 классу табели о рангах среди гражданских чинов. В этом же году, судя по архивным данным, он выпустил отдельную брошюру "Краткий очерк Минусинского края", где было приведено много сведений по кустарной промышленности и сельскому хозяйству юга губернии. К сожалению, в фондах библиотек она пока не найдена. В 1893 году часть этого очерка была опубликована в газете "Енисейские губернские ведомости ". Тогда же Каргополов опубликовал еще одну брошюру - "Празднование двадцатипятилетнего юбилея Красноярской губернской гимназии". Эти работы, несомненно, дали повод для награждения Каргополова орденом Св. Станислава 3-й степени. В 1894 году награда была ему вручена. Она ускорила получение нового чина - коллежского асессора.
В 1898 году Каргополов перебирается в Енисейск, где исполняет должность штатного смотрителя уездного училища. В 1902 году он подает в отставку, так как к этому времени у него прогрессирует близорукость, реальна угроза полной потери зрения.
В 1910 году, когда ему исполнился 51 год, Каргополов имел чин надворного советника и работал в Первом красноярском четырехклассном городском училище.
В 1912 году Каргополова перевели в Канск учителем - инспектором городского четырехклассного училища. Здесь он создает краеведческий музей и при нем небольшую краеведческую библиотеку. Таким образом, этот скромный учитель явился в нашем крае создателем и основателем сразу двух библиотек и двух краеведческих музеев - Ачинского и Канского. Похвастать подобным достижением мог далеко не каждый. Таковы вкратце основные этапы биографии Д.С. Каргополова.
Но вернемся в Ачинск. Статистка говорит, что в 1887 году в фондах Ачинской городской общественной библиотеки было 1042 названия книг разных авторов в 1339 томах. Нужно отметить, что в восьмидесятые годы в городах России почти повсеместно возникают общественные библиотеки. К концу 80-х годов их было зарегистрировано уже более 500, тогда как городов в России насчитывалось к этому времени более тысячи двухсот.
Как видим, работы в области культуры и образования у российской интеллигенции впереди было предостаточно. Большое внимание развитию образования уделяла местная пресса. На ее страницах постоянно печатались отчеты благотворительных обществ, школ, библиотек. Ачинской общественной в этом отношении особенно повезло. Томская газета "Сибирский вестник" на своих страницах опубликовала отчеты за 1893, 1894, 1896, 1897 годы. Судя по ним можно заключить, что книжный фонд рос медленно. В 1894 году было 2 тысячи 500 книг, в 1897 - 2 тысячи 937 томов. Плата за чтение была невысокой - 30 копеек в месяц и 3 рубля в год. Однако много жителей, по решению попечительного совета библиотеки, пользовались книгами бесплатно. В 1894 году плата за чтение была увеличена до 50 копеек в месяц, а читатели, пользовавшиеся библиотекой бесплатно, были из нее исключены. Этот непродуманный поступок вызвал в среде интеллигенции протест. Газета "Сибирский вестник" в 1894 году по этому поводу писала, что необходимо дать "возможность бедному классу пользоваться книгами бесплатно". Вскоре скороспелое решение отменили.
В этом же году в Ачинске открывается книжный магазин Елизаветы Матвеевны Троицкой, а в 1895 году - частная типография Емельяна Федоровича Кудрявцева, которая сразу же выпустила первую книгу - "Образцы шрифтов и украшений Ачинской типографии Е.Ф. Кудрявцева " (Ачинск, 1895).
Интерес к книге, к периодической печати в городе все время нарастал. Об этом говорят итоги подписки на газеты и журналы жителей Ачинска в 1897 году. Наибольшей популярностью у горожан пользовалась красноярская газета "Енисей", ее выписывали 25 человек.
Город получал 21 экземпляр официальной еженедельной газеты "Енисейские губернские ведомости". Ачинцы охотно читали журнал "Нива", который получали 20 человек, 14 человек подписались на журнал "Вокруг света", еще 20 семей получали газету "Томский листок ", 13 жителей выписывали газету "Церковные ведомости ". Кроме этих, наиболее популярных среди ачинцев изданий, 13 город приходили толстые журналы: "Мир Божий" - 3 экз., "Русская старина" - 7 экз., "Вестник Европы" - 2 экз., "Русское богатство" - 3 экз., "Парижские моды" -. 3 экз. Всего 63 названия журналов и газет в количестве 271 экз.
В городе же в это время проживали 7026 человек. А это значит, что в среднем один экземпляр периодического издания приходился на 27 человек.
Городская общественная библиотека ежегодно выписывала не более трех десятков периодических изданий. Среди них "Русская мысль", "Вестник иностранной литературы ", "Исторический вестник", популярная сибирская газета "Восточное обозрение" и другие.
У читателей не было большого выбора литературы. Самым читаемым писателем был В. Крестовский. В 1893 году его сочинения выдавали 29 раз, в 1894-м - 51, в 1896-м - 42, в 1897-м - 67 раз. За ним шел Л.Н. Толстой. В 1893 году его произведения прочитали 13 человек, в 1894-м - 19, в 1896 м - 20, в 1897-м - 27 человек. Произведения Гоголя, Чехова, Лермонтова, Тургенева, Пушкина, Гаршина, Лескова, Григоровича читали мало. Книги Достоевского ачинцы явно не любили. Так, в 1893 году его произведения были выданы только 6 раз, в 1894-м - 7, в 1896-м - 6 раз. В 1897 году к произведениям Достоевского никто из читателей не обращался.
Конечно, эти цифры не могут всесторонне и объективно осветить читательские интересы горожан. Однако, сравнивая подобную статистику с другими городами Сибири, приходишь к выводу, что библиотека в Ачинске после Д.С. Каргополова стала терять свой авторитет среди жителей. Из семи тысяч горожан ее услугами постоянно пользовались только 300 - 400 человек. В день читальный зал посещали 3 - 5 жителей. В 1897 году только 11 читателей пользовались книжным фондом бесплатно. Интересно, что чаще кабинет для чтения посещали мужчины (за год 1236 раз), а женщины только 204 раза.
21 апреля 1903 года в Ачинске на заседании Общества попечения о начальном образовании обсуждался вопрос об открытии при нем бесплатной библиотеки-читальни. Учредители просили губернатора выписать туда газеты "Сибирский вестник", "Восточное обозрение", "Енисей", "Сибирскую жизнь", но по действующим тогда правилам для библиотек-читален эти издания были запрещены. С января 1904 года она была открыта, но успеха у местной публики не имела.
Наконец, в 910 году ачинская бесплатная библиотека Общества попечения о начальном образовании временно была закрыта. Местный нотариус Тресков, работая там на общественных началах, так сумел завалить дело, что правление решило больше его к библиотеке не подпускать. Однако найти человека, который бы смог за 5 рублей в месяц выполнять эту работу, оказалось крайне сложно.
Кроме того, в городе была еще одна частная библиотека при книжном магазине Е.М. Троицкой. По воспоминаниям современников, в ней были произведения, запрещенные царской цензурой. В основном это были книги Герцена, Писарева, Белинского. "Опальные строчки" Троицкая давала почитать только своим близким друзьям и знакомым.
В 1916 году Троицкая книжный магазин и свою частную библиотеку продала городу Ачинску. Причем по ценам в 2 - 3 раза ниже номинальных. Скорее это был благотворительный акт, а не коммерческая сделка. Более 20 лет она честно служила книжному делу и под конец жизни достойно его завершала, передавая обществу все свои сокровища. Жаль только, что общественность Ачинска не сумела достойно оценить гражданский поступок Е.М. Троицкой.
За появлением библиотек, как правило, следовало открытие типографий и выпуск местных газет. Ачинск и здесь не стал исключением. Первую попытку издания газеты "Спрос и предложение" в этом городе сделал горнозаводской мастеровой Нижегородской губернии Ардатского уезда Петр Иванович Козельников. В ноябре 1909 года он получает разрешение выпускать это рекламно-справочное издание. Газета должна была выходить два раза в неделю, в типографии А.В. Чернышевой.Однако дальнейшая ее судьба нам неизвестна. Поиски первой в нашем крае сугубо чистой коммерческой газеты в архивах разных городов России никаких результатов пока не дали.
20 августа 1916 года разрешение на издание еженедельной газеты "Ачинка" получает мещанин Фавств Козьмич Афанасьев. Программа ее не выходила за рамки городской общественно-политической газеты. Печататься газета должна была в типографии Ачинского товарищества печатного дела по программе: 1. Объявления 2. Передовые статьи по вопросам внутренней и внешней политики 3. Судебная хроника 4. Театр 5. Справочный отдел.
Все эти факты говорят о том, что книжная культура Ачинска постоянно была в развитии.
Несмотря на катастрофическую нехватку средств библиотеки города продолжали свою работу. Да, их фонды были далеки от совершенства, но это была не вина библиотекарей, а их беда. Ибо местная администрация практически не поддерживала работу библиотек. Такими действиями она унижала своих граждан, не давая им выйти из круга невежества и примитивности, который выражался в трех простых словах: работа, еда, сон.
|