Деревянных предшественниц Покровской церкви было несколько, первая из них была срублена еще в середине ХVII в. на территории "большого города", в юго-западной части торгово-ремесленного посада (район пересечения современных улиц Мира и 9 января). После пожара 1773 года встал вопрос о строительстве новой Покровской церкви. Несмотря на то, что по "высочайше утвержденному" плану города Покровской церкви предстояло стать каменной, прихожане обратились к тобольскому архиепископу Варлааму с просьбой разрешить выстроить им вновь деревянную церковь "невеликую, чтоб около оной можно было заложить и каменную".
Новую деревянную церковь Покрова заложили осенью 1774 года. Любопытна её судьба. Переименованная в 1790 году в Благовещенскую, а позднее во Всехсвятскую, церковь дважды переносилась до того как сгорела, уступив свои места одноименным каменным церквям.
Место для строительства каменной Покровской церкви было выбрано к северо-западу от деревянной (сейчас угол пр. Мира и ул. Сурикова). Строительство её шло с 1785 по 1795 год. Сначала площадка под нее была расчищена местной воинской командой и принята от военного коменданта "церковным строителем отставным дворянином Михаилом Юшковым и церковным старостой Даниилом Черкасовым. Именовать заложенную церковь Покровской (а не Богоявленской, как вначале предполагалось) "проголосовали все прихожане" 2 апреля 1785 г. Все расходы по возведению церкви и содержанию её причта брали на себя прихожане. Фактически участие в строительстве принимали все жители Красноярска и уезда. Прихожане по очереди выполняли все вспомогательные работы на стройке: подвозили песок, кирпич, лес, воду, камень, известь, обеспечивали охрану материалов.
К середине 1789 г. церковь была уже почти полностью выстроена. Чтобы ускорить работы, в каменный храм перенесли многое из внутреннего убранства деревянной старой церкви, в том числе и "престольный Покровский и четыре местных образа, для которых срочно столярной и резной работой делался иконостас". Резал иконостас красноярский мещанин Федор Ушаков. Иконостас простоял в здании до 1845 года, когда его продали в церковь села Кекурского. На каменной колокольне оказались все три колокола с бывшей деревянной, а в холодный храм перенесли слюдяные оконницы старой церкви. Боковые теплые приделы были освящены в январе 1790 года, но прежде, чем завершились все работы по "строению и церковному благолепию", прошло еще пять лет. Только 30 июня 1795 года был освящен главный, холодный, храм Покрова Пресвятой Богородицы и церковь стала считаться полностью действующей.
В 1840-х гг. Покровская церковь претерпела существенную реконструкцию. Были удлинены приделы, разобрано крытое каменное крыльцо и пристроены притвор, ризница и просвирня, получившие плоские перекрытия. Были произведены другие работы, в том числе подновлены росписи в интерьерах и появились яркие пятна росписи на фасадах-в прямоугольных рамах верхнего яруса и в тимпанах трехлопастных полуглавий-подвышений четверика.
В дальнейшем архитектурный облик здания существенно не изменялся, поэтому Покровская церковь хорошо сохранила свою первоначальную объемную композицию и элементы декоративно-пластической разработки стеновых поверхностей.
Церковь Покрова в Красноярске занимает достойное место в ряду известных памятников монументальной архитектуры Сибири, представляя собой мало изученное звено регионального стиля-енисейскую школу сибирского барокко. В её архитектурных формах и декоре органично слились приемы русского узорочья ХVII века и европеизированного столичного барокко.
Покровская церковь-памятник архитектуры ХVII века//Памятники истории и культуры Красноярского края: предварительные материалы.- Красноярск, 1989.-Вып.1.- С. 314-321
|