Петр Иванович Пимашков. Родился 2 июля 1948 года в п. Бовки Могилевской области в семье учителей. Трудовой путь начал в 1966 году на Красноярском комбайновом заводе слесарем-сборщиком. После окончания Сибирского технологического института работал инженером-конструктором на комбайновом заводе. В 1968 году был призван в ряды Вооруженных Сил. После службы вернулся на родной завод, где продолжил работать инженером-конструктором, зам. начальника цеха, начальником цеха. Несколько лет находился на комсомольской работе, затем на партийной. С 1986-го по 1987 год работал председателем исполкома Свердловского райсовета, с 1987-го по 1990-й - первым секретарем Свердловского райкома КПСС. Закончил Красноярскую академию цветных металлов и золота. С октября 1990 года П.И. Пимашков - председатель Свердловского районного Совета народных депутатов, с 1993-го - глава администрации Свердловского района.
В конце мая 1996 года Петр Иванович Пимашков стал исполнять обязанности мэра города Красноярска. В декабре того же года был избран главой Красноярска. Кандидат экономичеких наук, профессор, заведующий кафедры экономики, имеет более 20-ти работ по вопросам экономики управления. Вице-президент Ассоциации сибирских и дальневосточных городов, член Совета по местному самоуправлению Российской Федерации.
...Зарегистрированных претендентов на пост главы Красноярска было шестеро: Петр Иванович Пимашков, Виктор Иванович Кардашов, Евгений Яковлевич Васильев, Юрий Григорьевич Грудин, Александр Николаевич Потылицын, Николай Васильевич Бойко. У каждого претендента были свои стратегические планы и задачи. Например, кандидат в мэры А.Н. Потылицын выдвигал параллельно свою кандидатуру и в депутаты городского Совета. С расчетом, что если не пройдет в мэры, то, может быть, наберет нужное количество голосов для получения мандата депутата. Одним словом, Потылицын, используя все средства, стремился во что бы то ни стало попасть в органы городского местного самоуправления. Свою предвыборную программу он целиком решил построить на критике П. Пимашкова. Незадолго до выборов он опубликовал обращение "К гражданам города", в котором писал, что если половина трудящихся России не получают заработной платы, если останавливаются предприятия, растет преступность и безработица, то поверит ли рядовой гражданин, что демократия благо? В этом же документе он призывал красноярцев, по примеру Чехии, принять закон о недопущении бывших партийных работников к государственному управлению. Однако, основная часть обращения была посвящена "разоблачению" исполняющего обязанности мэра Пимашкова. В нем Потылицын обвинял своего соперника по выборам во всех смертных грехах.
Про других же бывших партийных номенклатурных работников -В. Кардашова, Е. Васильева, автор обращения не обмолвился ни одним словом. Причем, листовка "К гражданам города", подписанная Потылицыным, распространялась среди населения без выходных данных. В любой момент, при передаче того документа в суд, автор обращения мог от своего творения отказаться.
В это же время огромное давление на Петра Ивановича оказывал штаб Кардашова. В своих листовках они указывали, что якобы Пимашков не допускает Кардашова в рабочие коллективы и на предприятия, блокирует его выступления на радио и в прессе. Перебранка между штабами достигла своего апогея к концу ноября, когда борьба за власть усилилась.
Наиболее спокойно вел предвыборную кампанию Н.В. Бойко. Он обещал избирателям в случае своего прихода во власть снизить, в первою очередь, цены на хлеб, молоко, коммунальные услуги, повысить зарплату учителям и медикам, удешевить питание в студенческих столовых, решить жилищные проблемы горожан, но в эти чудесные обещания избиратели почти не верили.
Между тем избирательная гонка набирала темп. Чтобы всецело отдаться предвыборной борьбе, Петр Пимашков решил взять отпуск. По этому поводу 22 ноября 1996 года он сделал заявление в местной прессе, в котором подчеркивал, что несмотря на вынужденную паузу в работе, он полностью несет ответственность за состояние города до 8 декабря, то есть до дня выборов. Здесь же Пимашков делился с избирателями своими раздумьями, тревогами и заботами о будущей работе. Как-то раз, на встрече с коллегами-мэрами российских городов, он пытался выяснить: кому на Руси сегодня хорошо и вольготно жить? И выяснил-никому. Его предвыборная избирательная платформа была близка и понятна большинству горожан. Пимашков предлагал краевой власти пересмотреть бюджет Красноярска. Отдать на его нужды не 30% от всех собираемых здесь налогов, а хотя бы 65%. Выступая по телевидению, в беседах по радио, он не изображал из себя новоиспеченного местного политического гения, который знает все рецепты выхода из экономического кризиса, а, наоборот, старался получить от избирателей достоверную информацию о их повседневных нуждах и заботах. Его неторопливая речь, лишенная надуманных ораторских приемов, подкупала многих своей искренностью. В ней всегда слышались неподдельная боль за судьбы пенсионеров, детей, сирот, инвалидов, благосостояние которых напрямую связано с городскими доходами. Не на словах, а на деле Петр Иванович всегда охотно оказывал бескорыстную помощь многим детским учреждениям города: школам, больницам, детским домам. Большинство горожан видели в этом физически крепком человеке защитника их интересов, его добрую силу. Кто-то из горожан в эти дни придумал даже вот такие стихи:
"Хочу подписаться за мэра-Петра.
Фонарь он поставит в средине двора
И печку наладит и воду подаст,
И будет получка, и будет аванс.
Зачем же искать от добра нам добра?
Конечно, мы выберем мэром - Петра."
Горожане видели, что за пять месяцев, находясь у руля городской власти, исполняющий обязанности мэра Петр Пимашков сумел сделать много конкретных дел. Под его руководством было заасфальтировано 63 км дорог, введено в строй пять новых школ, отремонтирована первая половина коммунального моста, решена проблема с завозом в город угля из Бородино, увеличено количество маршрутных такси, а главное, завершено переселение жителей из зоны экологического бедствия-поселка Индустриального. Многие журналисты, в частности Сергей Смирнов, подчеркивали, что Красноярск остается лакомым куском для московских финансовых группировок, поэтому они всячески будут обливать грязью основного претендента на пост мэра - Петра Пимашкова. Красноярск по объему собираемых налогов входит в пятерку самых "богатых" российских городов и не считаться с мэром этого города им будет невозможно. Во-вторых, Пимашков получил поддержку от губернатора края Валерия Михайловича Зубова, а это значит, что многие его сторонники будут, конечно поддерживать на предстоящих выборах и Пимашкова. В -третьих, как писал С. Смирнов, "сам Петр Пимашков-человек решительный и пробивной-может стать весьма заметной фигурой в российской политике". Время показало, что во многом Сергей Смирнов оказался прав. (В 1997 году Пимашкова избирают вице-президентом ассоциации сибирско-дальневосточных городов, в 1998 - членом президентского совета по местному самоуправлению. В августе 1998 года Борис Ельцин за многолетний и плодотворный опыт работы награждает Петра Ивановича орденом "Знак Почета" - Л.Б.)
В декабре 1996 года избирательная кампания вышла на финишную прямую. Наибольшие шансы победить в этом марафоне, по данным местных социологов, имели два претендента: Петр Пимашков и Виктор Кардашов. 5 декабря 1996 года газета "Очевидец" опубликовала рейтинг этих претендентов. Лидировал Петр Пимашков с отрывом от Кардашова на 10 %. Специалисты подчеркивали, что если Пимашков удачно проведет последние дни предвыборной гонки, то он может победить уже в первом туре. И они не ошиблись. Именно в последние дни Пимашков встречается с больными сахарным диабетом, рабочими, учителями. Многие авторитетные горожане Красноярска открыто в печати стали поддерживать кандидатуру Петра Ивановича. Особо сильное впечатление на читателей газеты "Красноярский рабочий" оказала небольшая статья известного красноярского писателя Анатолия Ивановича Чмыхало, который убедительно и аргументированно пояснил, почему отдает предпочтение кандидатуре Петра Ивановича Пимашкова. В поддержку Пимашкова выступил и бывший лидер красноярских коммунистов, первый секретарь горкома партии Владимир Прохорович Капелько. Многих кандидатов, баллотирующихся в мэры Красноярска, он хорошо знал по совместной работе. Большинство из них прошли комсомольскую школу, работали в партийных структурах. Например, о Юрии Грудине Владимир Прохорович сказал, что он слишком переоценивает свои возможности. Почти такую же оценку дал и организаторским способностям Виктора Ивановича Кардашова.
Агитируя избирателей за Петра Пимашкова, Капелько говорил, что этот кандидат имеет глубокое уважение к людям, отлично знает городское хозяйство, "может создать теплую доверительную обстановку в общении и на работе".
Кроме коммунистов Пимашкова поддержали региональное общественно-политическое объединение "Яблоко", ассоциация социальной защиты военнослужащих и членов их семей, избирательный блок "В поддержку Пимашкова", коллективы школ, больниц, библиотек, театров, вузов, различные спортивные организации.
Безусловно, что среди всех кандидатов в мэры больше других рисковал своей карьерой Евгений Васильев. На вопрос журналистов почему он решил баллотироваться на пост мэра Красноярска Васильев отвечал так: "Вопрос о будущем мэре обсуждался втроем. Присутствовали: губернатор Зубов, его заместитель Кузьмин и я. Рассматривались три кандидатуры: Кардашов, Ревкуц и Пимашков. Поочередно первые две кандидатуры были сняты, остановились на Пимашкове. Я сказал губернатору буквально следующее: у меня есть еще одна кандидатура и назвал свою фамилию. Я, может быть, поступил, с точки зрения этики, не совсем правильно, но, поскольку я заведовал кадрами, вряд ли кто это за меня бы сказал. Причина: я устал постоянно "заносить хвосты", мне требовалась какая-то самостоятельная работа. Я 11 лет занимался какими-то политическими проблемами и им об этом сказал. Зубов напрочь отверг это предложение. Потом, когда мы остались вдвоем, я опять просил, чтобы он переместил меня в город. Но получил категорический отказ без всякой мотивации. Тогда я сказал, что оставляю за собой право выдвигаться на пост мэра самостоятельно, через его голову." 19 ноября 1996 года Васильев написал губернатору Зубову заявление о своей отставке. Это был смелый шаг, на который в повседневной жизни может решиться далеко не каждый. Основное положение своей предвыборной программы Васильев сформулировал в одном предложении: немножко меньше радеть о России в целом, а сосредоточиться на местных проблемах. Когда журналисты спросили: "В случае победы на выборах Вы полностью смените команду мэрии или кого-то оставите?", Васильев не задумываясь ответил: "Из действующих основных лиц сниму всех". В случае избрания мэром Васильев обещал сделать для избирателей , например, следующее: перевести городское отопление на систему небольших локальных электробойлерных, открыть сеть магазинов для малоимущих, где были бы приемлемые цены. Васильев считал, что строить метро в Красноярске рано. Лучше эти средства израсходовать на доведение незавершенных строительных объектов. В области экологии кандидат предлагал в своей программе как можно шире развивать сеть загородного отдыха трудящихся: базы, пансионаты, дома отдыха, с тем чтобы люди больше отдыхали и меньше проводили времени на загородных участках.
Уважение избирателей вызывала предвыборная платформа другого кандидата на пост мэра - Юрия Грудина. Главный упор он делал на строительство жилья и создание для этого системы льгот. Он поддерживал непопулярную идею строительства Красноярского метро. По его словам, эта стройка в будущем XXI веке поможет разрешить красноярцам транспортную проблему, одновременно создав для них тысячи рабочих мест. В его программе звучали слова непримиримой борьбы с чиновничьим произволом, устройством на "теплые места" по протекции. Кандидат всецело поддерживал развитие малого и среднего бизнеса. В многочисленных выступлениях он не скрывал своего активного участия в партии Е. Гайдара "Демократический выбор России". Благодаря его усилиям отделение этой партии имело даже свой печатный орган...
И вот наступило 7 декабря 1996 года. День выдался на редкость ненастным. С утра в городе мела сильная пурга. Наверное она стала виновницей не очень активного голосования красноярцев. По данным крайизбиркома, в выборах главы местного самоуправления города Красноярска приняло участие более 33% от всего списочного состава избирателей. Больше половины из них отдали свои голоса за Петра Ивановича Пимашкова (58,1 %). Отрыв лидера от остальных претендентов оказался настолько велик, что снял всякие сомнения в окончательной победе Пимашкова уже в первом туре. Основной его конкурент-глава Центрального района В.И. Кардашов набрал 21,31 % голосов. Евгений Васильев и того меньше-8,17%. За Юрия Грудина проголосовало чуть больше трех процентов избирателей. Лидер Красноярской рациональнодемократической партии Александр Потылицын сумел набрать лишь1,2 % голосов избирателей.
Внимательно наблюдавшие за ходом политической борьбы местные журналисты отмечали, что это была беспрецедентная кампания для Красноярска. Никогда еще наш город не знал такого накала предвыборных страстей, такого масштабного применения избирательных технологий, такого количества участников предвыборных акций.
Своим неординарным поведением Пимашков спутал все карты московским имиджмейкерам. Как писала газета "Вечерний Красноярск", далеко не публичный политик, совсем не оратор, краснеющий при неудобных вопросах, что совсем не характерно для начальников, Петр Пимашков оказался ближе избирателям, чем другие претенденты.
На первой пресс-конференции избранный глава города поблагодарил всех избирателей,
принимавших участие в первых демократических выборах в местные органы самоуправления города. "Такая поддержка жителей, - сказал Пимашков,- вселяет уверенность и позволяет более решительно отстаивать интересы горожан, независимо от мнений сверху". Отвечая на вопросы, Петр Иванович подчеркнул, что следует заложить традицию официального вступления в должность вновь избранного мэра, достойную миллионного и славного делами города, но в то же время избавленную от помпезности и мишуры.
20 декабря 1996 года в Малом концертном зале краевой филармонии собрался весь цвет делового и творческого Красноярска. Все приглашенные на инаугурацию мэра Красноярска были в приподнятом, праздничном настроении. Видно было как очень волнуется сам виновник торжества.
Не находили себе места режиссеры этого необычногодейства, сумевшие за несколько дней по крупицам заново восстановить утраченные традиции вхождения избранных населением города представителей в красноярскую власть. Но вот зазвучал гимн России и ритуал посвящения в должность нового хозяина города начался. Чеканя каждое слово, новый глава самоуправления Красноярска, Петр Пимашков давал присягу: "Вступая в должность Главы города Красноярска, перед лицом всех его жителей клянусь соблюдать Конституцию, законы Российской Федерации и Красноярского края, Устав города Красноярска, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, защищать интересы жителей города, добросовестно выполнять возложенные на меня обязанности Главы города." Атрибуты власти-нагрудный знак, герб города и символический ключ вручили народному мэру почетные граждане Красноярска архитектор Эдуард Михайлович Панов и бывшая сварщица ЭПВРЗ Герой Социалистического Труда Соломея Демидовна Ряшина.
Первым поздравил Петра Ивановича писатель Анатолий Иванович Чмыхало, почетный гражданин Красноярска. Выступая от имени всех горожан, он искренне выразил надежду на то, что с приходом его во власть в городе будет изменено многое в лучшую сторону. В заключение своего эмоционального выступления писатель по-отечески крепко обнял Пимашкова. Губернатор Валерий Михайлович Зубов пожелал новому главе города успехов во всех его начинаниях и особенно в строительстве дорог. Череду поздравлений продолжили священнослужители православной церкви. Секретарь Красноярско-Енисейской епархии о.Иоанн Романюк преподнес Пимашкову юбилейное издание Библии. И тут же грянуло мощное "Многая лета" в исполнении популярнейших хоров под управлением К. Якобсона и В. Рязанова. А потом на сцену вышли ребятишки детдомовцы с цветами...
На этом торжественная часть инаугурации завершилась. После небольшого перерыва профессиональные и самодеятельные артисты города дали большой праздничный концерт, где в основном преобладала классическая и народная музыка. Как писали журналисты, первая инау
гурация в Красноярске прошла просто, масштабно, достойно.
Итак, 42-й глава Красноярска-Петр Пимашков официально приступил к своим обязанностям. За всю историю местного самоуправления он стал первым городским головою, которого избрали сами жители. Однако, и после инаугурации интерес к предвыборной кампании в средствах массовой информации не утихал.
Журналисты искали истоки причин победы Пимашкова и сокрушительного поражения Кардашова. Возможно, когда-нибудь в своих воспоминаниях кандидаты на пост мэра детально расскажут о своей предвыборной борьбе. Мы же сделаем краткий обзор наиболее интересных мнений по этому поводу. Известно, что избирательный штаб Петра Пимашкова состоял из местной политической элиты. Возглавляли его Ольга Анатольевна Карлова, Надежда Николаевна Антипина и журналист Василий Владимирович Нелюбин. В.И. Кардашов предпочел сделать ставку на москвичей. Сергей Юрьевич Воробьев, местный политический деятель, близкий друг и соратник Кардашова, выполнял в основном трудную черновую работу, а москвич Александр Ситников был в штабе мозговым центром. Видимо, по его совету Виктор Иванович повстречался в Москве с генералом А. Лебедем и заручился его поддержкой. Однако этого оказалось мало. Лозунг начального периода кампании Кардашова - "Нам не дают говорить" /Пимашков не пускает нас на заводы и предприятия/ должного эффекта на избирателей также не произвел. Обозреватель газеты "Вечерний Красноярск" Герман Москвин писал, что если Пимашков старался убедить жителей в своей компетенции, показать себя настоящим хозяйственником, то Кардашов решил изобразить из себя Лебедя в Красноярске.
Пимашков не походил на местного вождя, держался просто, открыто, естественно. Нет сомнения, что успех на выборах придал ему новые силы, но времени, чтобы насладиться своей победой, у Петра Ивановича не было. Слишком много проблем ждало его безотлагательного решения. Следует отметить,что уже 10 декабря 1996 года Пимашков обещал избирателям, что никаких гонений за поддержку иных кандидатов в мэры не будет. Он не допустит того, чтобы Красноярск раскололся на "чужих" и "своих". Забегая вперед, скажем, что слово свое глава Красноярска сдержал.
Виктору Ивановичу Кардашову было сложнее выполнить свои обещания. Так, он обещал, что в случае поражения на выборах сразу же покинет пост главы администрации Центрального района. Однако только через несколько месяцев перешел на другую работу. А между тем социальная обстановка в Красноярске в конце 1996 года была напряженной. Ситуация с выплатами детских пособий, зарплат бюджетникам, работникам коммунальной службы вновь обострилась. На почтовых отделениях появились объявления следующего содержания: "Из-за отсутствия финансирования из краевого бюджета выплаты детских пособий временно прекраще
ны. Для приобретения на сумму долга товаров народного потребления и продуктов питания обращаться в районные отделы социальной защиты."
В это трудное время красноярцы с тревогой и надеждой следили за действиями городской администрации. Каждый день главы районов отчитывались перед мэром по погашению бюджетной задолженности. Перед чиновниками всех рангов Пимашков поставил задачу -в первую очередь выплатить зарплату врачам, учителям, библиотекарям, работникам коммунальных служб и только после этого рассчитаться с городскими службами и управлениями. Столь решительное заявление главы города не было пустой декларацией. Люди видели, что все тяготы безденежья стойко переносят и рядовые бюджетники и руководители самых высоких рангов. Это "равноправие" помогло удержать красноярцев от стихийных митингов и забастовок. Попытки профсоюзных лидеров оказать давление на городскую власть окончились провалом.
Надо сказать, что наследство Пимашкова было довольно тяжелое. Только к концу 1998 года в городе было более 700 незавершенных объектов. Среди них бросающаяся в глаза башня "КАТЭКНИИугля", здание института искусств, 1000-местной гостиницы, здания новых школ, поликлиник, роддомов, объектов коммунального хозяйства и даже новый корпус крайкома партии. О каждой такой горе-стройке можно написать отдельный очерк. Например, строительство Красноярского государственного института искусств было заморожено в 1987 году из-за финансовых трудностей "Красмашзавода", так как по всем документам выходило, что предприятие строит школу-интернат, а не институт. С переходом на новые условия хозяйствования заводчане стали считать каждую копейку, поэтому от дальнейшего строительства института отказались. Винить в этом руководство завода нельзя, ведь эту стройку им навязал крайком партии. В те годы подобная практика была принята повсеместно. Строители возводили один объект, а по документам проходил другой. Однако осуждать ошибки прошлого легко, главное сегодня найти выход из этого тупика. Специалисты подсчитали- для завершения этих объектов сегодня требуется более 20 млрд. рублей. Огромное богатство. омертвленное в кирпиче, мраморе и бетоне, любому горожанину вроде бы говорит о вопиющей бесхозяйственности местных властей. Когда начинаешь разбираться в ситуации, приходишь к выводу, что местные-то власти как раз ни при чем. Например, здание детсада по ул. Лебедевой, как ни старался глава района А.М. Суворов разрешить его использовать под коммерческий банк или офис - везде получал отказ с резолюцией "Законом не разрешено". "Здравый смысл, - говорит Пимашков,- диктует чтобы все недостроенные объекты были отданы в распоряжение районов. Здесь, на местах, главам администраций виднее, что можно реализовать, вернув часть денег в бюджет, а что достроить возможно даже на паевых началах. Однако, отсутствие четкой законодательной базы не позволяет нам навести
порядок с долгостроем."
В переходный период к рыночной экономике как никогда ранее обнажились социальные проблемы. Большинству горожан не хватало средств на самое необходимое: питание, одежду, медикаменты, оплату коммунальных услуг. Выход из кризисного состояния искали ученые-экономисты и хозяйственники страны. Свое видение решения этих сложных проблем имел и Петр Иванович Пимашков. В начале 1997-го года он заканчивает большое многоплановое экономическое диссертационное исследование под названием "Государственное регулирование перехода к рыночной экономике", где доказывает, что "либерализация цен должна сочетаться с контролем над ценами и заработной платой; в разгосударствлении и приватизации необходимо руководствоваться прежде всего экономическими, а не политическими мотивами, т.е. прежде всего исходить из фактически подтверждаемой более высокой эффективности создаваемых рыночных структур по сравнению с прежними". Глава города всегда был твердо убежден, что "для дальнейшего проведения рыночных реформ, учитывая особенно сильную предшествующую традицию обеспечения общественных гарантий на труд и социальное развитие, необходима сильная государственная социальная политика".
Вот почему глава города старается помочь и больным сахарным диабетом, и многодетным матерям, и ветеранам войны и тыла. Благодаря усилиям Пимашкова и его команды, Красноярск остался в числе немногих российских городов, где до сих пор продолжается льготное лекарственное обеспечение наиболее незащищенных слоев населения.
Сегодня выводы экономиста Пимашкова разделяют многие ученые, политики, руководители. Однако чтобы в 1997 году честно и открыто об этом заявить, необходимо было иметь гражданское мужество.
После успешной защиты диссертации недоброжелатели Петра Ивановича написали грязную кляузу в Кремль о том, что будто бы глава
Красноярска ведет в краевом центре антигосударственную политику и как бывший партийно-советский работник пытается всячески отстаивать принципы социализма, о чем, не стесняясь, пишет в автореферате своей диссертации. К сожалению, в Москве нашлись силы, которые быстро отреагировали на этот "сигнал". Соискателя неожиданно приглашают на собеседование в Высшую аттестационную комиссию (ВАК). Началась повторная защита диссертации. И на этот раз оппоненты сошлись в едином мнении, официально подтвердив, что соискатель обладает широким научным кругозором, в основе которого лежит практический опыт, здравый смысл и экономический расчет. Тем не менее некоторые местные общественные деятели даже после этого не оставили в покое главу города. Для его травли они избрали тему местного самоуправления. Тем более, что и в столицах, и в отдельных регионах пресса все чаще публиковала статьи, очерняющие становление местного самоуправления. Некоторые губернаторы и федеральные чиновники разных рангов были едины в негативном отношении к любым проявлениям низового территориального самоуправления и весь свой арсенал административных действий направляли на то, чтобы не допустить формирования и политической зрелости самоуправления.
Так, депутат краевого Законодательного собрания Юрий Абакумов безапелляционно заявил в прессе: "Красноярцы не знают такой системы власти - местное самоуправление. Никак не ощущают ее. Применительно к Красноярску - это мэр и 34 депутата городского Совета. На миллионный-то город! Людям, в самом прямом смысле, не достучаться до них, чтобы решить какие-то свои вопросы. Да и депутатам не позавидуешь. Попробуй поддерживать связь с тысячами избирателей. Налицо факт отчуждения городской власти от горожан." К такому неутешительному выводу пришел Ю. Абакумов. Далее он пишет, что предприятия, обслуживающие население, став муниципальными при объявлении местного самоуправления, своей бюрократической сути не поменяли. Люди там по-прежнему сталкиваются с бездушием, разного рода проволочками. "Собственно, в жизни горожан,- констатирует Абакумов,- ничего не изменилось после того как Конституция РФ продекларировала местное самоуправление." По мнению Юрия Константиновича эффективность местного управления снижается от того, что оно внедряется сверху. Однако реальных практических предложений он
не предлагает, что вполне понятно, ведь смаху создать эффективную, здоровую систему самоуправления просто невозможно. Потребуются, видимо, усилия не одного поколения наиболее активных и образованных красноярцев. В своей статье депутат старается свести на нет то новое, передовое, что с большим трудом пробивается в муниципальных предприятиях города. Уж кому-кому, а Ю. Абакумову хорошо известно почему бюджет краевого центра хронически недополучает почти половину нормативных средств на ведение городского хозяйства. Красноярск - донор краевого бюджета. Однако при этом он сам отнюдь не богат. Бюджетная обеспеченность на одного жителя составила в 1997 году 1,7 миллиона "старых" рублей, что значительно ниже средних показателей по России. Например, в городе Зеленогорске Красноярского края этот показатель в 7 раз выше. "Но беда не только в том, что нас принуждают отдавать заработанное,- говорит П.И. Пимашков.- Главная трудность в нестабильности нормативов". В 1995 году Красноярск имел 46 коп. с 1 руб. полученных доходов, в 1996 - 32 коп., в 1997 - 28 коп., в 1998-99 -около 40 коп. Львиную часть доходов наш город перечисляет в краевой и федеральный бюджеты. Никаких дополнительных выплат на реализацию столичных и краевых функций край городу не переводит. Ежегодно депутаты городского Совета пытаются отстоять все положенные по закону средства на поддержание жизнеобеспеченности Красноярска, но пока безуспешно.
Следует сказать, что впервые о возрождении местного самоуправления заговорили в 1986 году. Но лишь в апреле 1990-го был принят Закон "Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР". В этом важном документе впервые было четко обозначено, что местное самоуправление есть "самоорганизация граждан для решения непосредственно или через избираемые ими органы всех вопросов местного значения". Уже через год принимается Закон "О местном самоуправлении в РСФСР", реально отражающий картину состояния дел в области самоуправления. Однако к осени 1993 года политическая обстановка в стране разразилась конституционным кризисом, кризисом власти, который привел к очередной смене режима правления. Все городские советы, в основном избранные коммунистами, были распущены. Конец 1993 года заставил Россию искать новые пути развития демократических реформ. В эти дни с особой силой прозвучал голос выдающе
гося русского писателя А. Солженицына, прозвучавший в поддержку народных инициатив. В частности он писал: "Только с ростом местного управления разрешается талант народа, открываются пути для народной инициативы, для народного движения". Поэтому не случайно новая Конституция, принятая в декабре 1993 года, определила местное самоуправление как одну из самостоятельных форм осуществления власти народом, признавая и защищая экономическую основу самоуправления - муниципальную собственность наравне с государственной, частной и иными формами собственности.
В это же время образовалось общеполитическое движение "Российский союз местного самоуправления" (РСМС), которому суждено было сыграть огромную роль в развитии общественной мысли в России. Вслед за РСМС создается "Ассоциация сибирских и дальневосточных городов" (АСДГ), собравшая в свои ряды более 70 глав административных центров разного подчинения этого крупнейшего региона России. Вице-президентом ассоциации был избран глава нашего города П.И. Пимашков. Чтобы обеспечить дальнейшее реформирование системы государственного устройства Российской Федерации на принципах демократии и народовластия, в августе 1995 года принимается Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", который открыл широкие возможности каждому гражданину принимать активное участие в самоуправлении и действенно влиять на его становление и развитие. Не случайно в законе оговорено, что "органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина". (Ст.3,§ 6). Кроме того местная власть обязана создать все необходимые условия для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания, бытового обслуживания. Она же должна позаботиться о поддержании и развитии учреждений культуры, народного образования, здравоохранения, транспорта и связи. (Ст. 6).
В законе предусмотрено, что глава муниципального образования и другие выборные должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования подотчетны населению непосредственно и представительному органу местного самоуправления. (Ст. 6 § 5). Отныне глава Красноярска может самостоятельно принимать важные решения. Если раньше власть краевого центра была "карманной", то принятие этого документа дало городским чиновникам право "сметь свое суждение иметь". Но в полную силу многие положения этого документа не работают до сих пор.
Даже после принятия Закона "О финансовых основах местного самоуправления РФ" город у края по прежнему остается в роли просителя. Финансовые механизмы, как упоминалось выше, продекларированные во многих документах, на местах пока не реализуются в полную силу.
24 декабря 1997 года на сессии городского Совета был принят Устав города Красноярска, который определил структуру городского самоуправления. С 20 января 1998 года красноярский городской Совет возглавил Владимир Федорович Чащин. П.И. Пимашков, стоявший более года во главе выборной и исполнительной городской власти, отказался от дальнейшего совмещения двух постов, сосредоточив все свои усилия на административной деятельности.
Работавшая над ним группа экспертов и депутатов постоянно обращалась к опыту прошлого, изучая богатейшую литературу по местному самоуправлению, хранящуюся в фондах городской библиотеки им. А.М. Горького. Многих привлекли слова городского головы Н.А. Шепетковского, сказанные еще в 1903 году: "Истинные задачи правильно понимаемого городского управления должны, прежде всего, иметь в виду интересы многочисленного несостоятельного класса населения, так как состоятельные люди в состоянии сами позаботиться о себе". С приходом Пимашкова на вершину городской власти в деятельности администрации Красноярска появились новые традиции. Ежегодно стали издаваться своеобразные публичные отчеты, информирующие население о проблемах города и результатах их решения, доступные каждому красноярцу.
Вопрос - быть или не быть местному самоуправлению?- оставался в эти дни в центре внимания политической жизни России. В начале июня-июля 1998 года кабинет министров под председательством С. Кириенко разрабатывает пакет чрезвычайных мер, которые фактически должны были ликвидировать систему местного самоуправления в стране. Поэтому не случайно 14 июля 1998 года состоялось чрезвычайное собрание Союза российских городов, представителей ассоциации органов местного самоуправления по вопросу "О мерах по изменению бюджетно-финансовой политики государства, приводящей к ликвидации конституционной основы Российской Федерации". Делегацию от Красноярска на этом собрании возглавлял П.И. Пимашков. Выступивший на нем президент Союза русских городов В.А. Кирпичников с негодованием отмечал, что федеральная политика по отношению к местному самоуправлению реально ставит под угрозу целостность России. "Это не громкая фраза, это - душевная боль,- говорил он, - основанная на убеждениях, сформированных и собственным российским, и чужим опытом разных стран и поколений".
Кризис 17 августа 1998 года заставил Кириенко уйти в отставку. Новое правительство, возглавляемое Е. Примаковым, сделало все от него зависящее, чтобы процесс реформ местного самоуправления стал необратим. В конце этого года было создано министерство региональной политики под руководством В.А. Кирпичникова. Однако и оно не избежало в дальнейшем изменений. Пока в Москве шли дискуссии - быть или не быть местному самоуправлению, жизнь в регионах ни на минуту не замирала. Хлопот у главы города было предостаточно. Порой на обдумывание важных решений Пимашкову не хватало времени, он постоянно находился в цейтноте. В каждом учреждении, в каждом доме Петр Иванович всегда желанный гость. Кто-то из журналистов даже подсчитал, что если бы каждого горожанина он смог поприветствовать и пожать ему руку, то только на это ушло бы более двух лет. Но круг обязанностей главы города гораздо шире. Это постоянные выступления по радио, телевидению, в местной печати, регулярные встречи с жителями, решение неотложных каждодневных проблем. Практически еженедельно он интересуется ходом благоустройства не только центра, но и окраин города. Особо ударным выдался 1999 год, когда удалось заасфальтировать 76 км. дорог, замостить брусчаткой более 5 км. тротуаров, построить более 20 новых фонтанов, высадить около 40 тыс. деревьев и более 70 тыс. кустарников, произвести реконструкцию парков и скверов на территории более чем в 20 га. Значительные работы по озеленению и наведению санитарного порядка проведены на территории островов Отдыха и Татышева, в пос. Шинном и в районе мясокомбината. Начаты работы по очистке русла р. Качи, которая веками захламлялась горожанами. В облике Красноярска все четче проступают черты европейского города. Даже рядовые улицы, куда экскурсоводы стеснялись водить туристов, изменились до неузнаваемости. На стенах домов появились мемориальные доски, памятные знаки. С выдумкой и озорством местные дизайнеры нарядили торговые точки, закусочные, летние кафе и рестораны. Все это создает своеобразный уличный комфорт и уют. Бросающиеся в глаза рекламные щиты, яркий, нарядный городской интерьер отрывают красноярцев от тяжелой повседневности. Многие дворы стали более опрятными. Городской Совет и администрация города, по инициативе Пимашкова, выработали целый комплекс недорогих, но эффективных мер по реконструкции детских оздоровительных площадок, спортивных городков, хоккейных коробок. Местные ребятишки очень любят спорт и мечтают стать такими же знаменитыми, как Иван Ярыгин, Сергей Ломанов, Олег Романцев, Елена Наймушина, Ольга Ромасько. Многие титулованные спортсмены начинали свой путь в большой спорт из стен обыкновенных школьных спортзалов. Эта добрая традиция не утрачена и сегодня. Одной из самых спортивных школ по праву является средняя школа № 42 Свердловского района. В ее стенах, благодаря стараниям директора Л.М. Зариповой, создана удивительная страна "Олимпиец". Большой интерес вызывают у ребят, родителей и учителей ставшие традиционными театрализованные олимпийские фестивали, олимпийские викторины, конкурсы чтецов, рисунков, плакатов, КВНы, благотворительные базары на тему: "Здоровье и отрицательное влияние вредных привычек - курения, наркомании". В стране "Олимпиец" свои законы, символика, правила и ритуалы. Ее жители пропагандируют здоровый образ жизни и носят белый галстук с пятью олимпийскими кольцами. И в будущем таких школ, по словам Пимашкова, станет еще больше, ведь для администрации города нет ничего почетнее и престижнее задачи, чем воспитание здоровых, умных детей.
Сегодня общественность города обсуждает генеральный проект застройки Красноярска до 2020 года. Дискуссия по этому поводу идет жаркая. Город, устремленный в будущее, по мнению краеведов, историков, должен сохранить свое архитектурное прошлое, свой неповторимый облик. Масштабы этого проекта грандиозны. При более детальном ознакомлении с ними возникают сомнения - реально ли все это воплотить в жизнь? Но Петр Иванович убежден, что все намеченное будет выполнено. Ведь любая дорога,- как любит повторять глава Красноярска,- начинается с первого шага.
|