Красноярский ансамбль танца Сибири был организован в 1960 году. Он создавался на базе хореографического коллектива краевого ансамбля песни и пляски. Первым художественным руководителем ансамбля был Я.А. Коломийский, а с 1963 года коллектив возглавил Михаил Семенович Годенко. Человек яркого таланта, знаток народной хореографии и умелый организатор, Годенко сумел из участников самодеятельности, выпускников учебных заведений отобрать наиболее талантливых. Он создал запоминающиеся уникальные хореографические композиции, с исчерпывающей полнотой раскрывающие богатство сибирского фольклора, исполнение которых принесло коллективу мировую славу.
Поставленные Годенко танцы пленяют самобытной хореографией, яркостью образных характеристик. Они созданы на основе фольклора, но в них отсутствует простое этнографическое воспроизведение народного танца. Композиции Годенко - это сплав элементов старинных танцев, хороводов с современной хореографией, обрамленной богатой режиссерской фантазией. Режиссура Годенко определила и стиль концертов ансамбля: калейдоскопически сменяющиеся танцы воспринимаются как единая хореографическая симфония, органическими элементами которой становятся такие популярные танцы, как "Сибирские хороводы" и "Красноярские переборы", лирическая интермедия "Утушки", исполненные жизнерадостности и юмора "Сибирская потеха" и "Мужской перепляс" и многие другие. В репертуаре ансамбля и большие хореографические полотна, как, например, "Взятие снежного городка", создание которого навеяно картиной В. И. Сурикова.
В ансамбле сформировалось много талантливых солистов, обладающих ярким индивидуальным творческим почерком. Среди них-народная артистка России Л.Д. Дзьобак, заслуженные артисты России Л.В. Мовчан, И. В. Черемисин. Успех ансамбля во многом определяется и работой балетмейстера-репетитора заслуженного артиста России А.В. Кондакова, и слаженностью оркестра, которым руководит заслуженный артист России В. П. Рябцев, и ярким исполнительством солистов оркестра - заслуженного артиста РФ А. А. Вагнера, артистов Р.С. Кашаповьш, В.И. Шемякиной и др. За время своей работы ансамбль побывал во многих уголках нашей необъятной страны и далеко за ее пределами. С огромным успехом он гастролировал на всех континентах. Ему аплодировали зрители США, Франции, Италии, Испании, Канады, Австралии, Японии, Мексики, Бразилии, Аргентины и т.д. Выступал ансамбль на многих международных смотрах и фестивалях. Его выступления были включены и в программу культурного обслуживания Олимпиады-80.
Пресса стран, где побывал ансамбль, полна самых восторженных оценок его искусства. Вот что писала, например, газета "Вашингтон пост" о гастролях ансамбля в США в 1979 году: "Возможно, одной из причин, по которой народные танцы Советского Союза кажутся гораздо более широкими и эффектными, чем танцы любой другой страны, является использование хореографии и культурных традиций. Из постановки концерта ясно, что у Годенко есть острый глаз на достижение эффекта и тонкое чутье на постановку народных танцев на театральной сцене, и это никогда не бывает сделано в провинциальной манере".
Мировая популярность ансамбля росла год от года. В 1965 году коллектив стал лауреатом международного фестиваля-конкурса народных танцев в Тунисе и был удостоен Золотой медали. И в этом же году, во время его гастролей в Республике Вьетнам, правительство Республики удостоило ансамбль высшей награды-ордена Труда 1-й степени. Ансамблю также было вручено знамя Национального фронта освобождения Южного Вьетнама, которое сейчас хранится в краеведческом музее Красноярска. В 1967 году коллективу было присвоено звание лауреата премии Красноярского комсомола, а в 1970 году он стал лауреатом премии Ленинского комсомола. Три года спустя ансамбль завоевал звание лауреата Х Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Берлине.
//Кривошея Б.Г. и др. Музыкальная жизнь Красноярска /Б.Г. Кривошея, Л.Г. Лаврушева, Э.М. Прейсман.- Красноярск, 1983.
|